Цели и задачи
Этика как система норм нравственного поведения людей, их отношения друг к другу и к обществу в целом является составной частью фундамента общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля. В современных социально-экономических условиях большое значение придается изучению видоизменений морали, связанных с профессиональной принадлежностью людей. Именно профессиональная этика является сегодня фундаментом профессиональной культуры конкурентоспособных специалистов во многих отраслях народного хозяйства.
Одной из главных тенденций современных социальных изменений является непрерывное возрастание уровня человеческих потребностей, а, следовательно, и стремительное развитие тех отраслей народного хозяйства, которые обеспечивают их удовлетворение, то есть отраслей сервиса. В современном обществе нравственные качества представителей профессий сервиса являются основой их профессиональной пригодности, конкурентоспособности и мобильности, что обуславливает актуальность разработки и изучения нового типа профессиональной морали - этики специалиста сферы социально-культурного сервиса и туризма в рамках учебного курса «Профессиональная этика и этикет».
Учебная дисциплина «Профессиональная этика и этикет» входит в состав федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин образовательной программы подготовки специалистов по сервису и туризму по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм».
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о профессиональной этике и этикете; способствовать воспитанию нравственных личностных качеств, необходимых для специалиста в сфере сервиса и туризма; развить у студентов стремление к постоянному нравственному совершенствованию в профессии.
Задачи дисциплины – дать студенту глубокие и систематизированные знания о профессиональной этике и этикете, деловом этикете; ознакомить студента с духовной культурой служащих в социально-культурной сфере и туризме; обеспечить знание студентами основных норм и принципов, закрепленных в кодексах профессиональной этики рассмотреть основы дипломатического протокола, изучить этикет деловых переговоров, встреч, телефонных разговоров; ознакомить с особенностями оформления делового письма и визитной карточки; научить ориентироваться в стилях деловой одежды, составлять меню делового обеда; использовать принципы эргономики в оформлении офисных помещений.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины –
в результате изучения курса
студенты должны иметь представление:
- о морали, нравственном сознании и его структуре; особенностях регулятивного действия морали; значении и роли этических знаний и правил этикета как определяющих факторов достижения высокого уровня профессиональной культуры; прикладных аспектах морали и этики в российском обществе; истории мирового и отечественного опыта этичного поведения в профессиональной деятельности; причинах трудностей реализации принципов этики в российском предпринимательстве; динамике развития этических знаний, общих и особенных моментах в истории западноевропейской, восточной и российской этики;
студенты должны знать:
- основные категории этики; историю мирового и отечественного опыта этичного поведения в профессиональной деятельности; причины трудностей реализации принципов этики в российском предпринимательстве и способы решения проблем в профессиональной этике; динамику развития этических знаний, общие и особенные моменты в истории западноевропейской, восточной и российской этики; актуальные проблемы универсальной и профессиональной этики; этические принципы и правила этикета в деловых отношениях; основные требования в области нравственности, предъявляемые к современному специалисту социально-культурного сервиса и туризма; этический кодекс специалиста социально-культурного сервиса и туризма; правила делового и профессионального этикета;
студенты должны уметь
- применять принципы теоретического анализа общечеловеческих норм этики к практике человеческих отношений; анализировать ситуацию нравственного конфликта в деловых отношениях и предлагать варианты его разрешения; составлять корпоративные кодексы для предприятий социально-культурного сервиса и туризма; применять правила делового этикета в профессиональных ситуациях.
- Оглавление
- Цели и задачи
- Карта межпредметных связей
- Модульный календарно-тематический план
- Пояснительная записка
- Тема 1.1
- Тема 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма. Управленческая этика.
- Тема 1.3 Этикет как социальное явление.
- Модуль 2. Культура делового общения.
- Тема 2.1
- Культура устной речи в деловом общении.
- Тема 2.2 Кинесика и такесика в деловом общении.
- Тема 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Этикет деловых ситуаций.
- Тема 3.1
- Этикет деловых переговоров.
- Тема 3.2 Этикет деловых мероприятий: приемов, банкетов, презентаций.
- Тема 3.3 Этикет костюма делового человека.
- Тема 3.4 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Семинар 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма.
- Семинар 1.3 Этикет как социальное явление. Деловой этикет.
- Модуль 2. Культура делового общения. Семинар 2.1 Культура устной речи в деловом общении.
- Семинар 2.2 Кинесика, такесика и проксемика в деловом общении.
- Семинар 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Деловой этикет. Этикет деловых ситуаций. Семинар 3.1 Этикет деловых переговоров.
- Семинар 3.5 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Контроль
- Вопросы для подготовки к зачету.
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- Интернет-сайты
- Приложения.
- «Семь принципов ведения дел в России» (1912 г.)
- «Двенадцать принципов ведения дел в России» (1997 г.) Принципы личности
- Принципы профессионала
- Принципы гражданина России
- Принципы гражданина Земли
- Из «Правил деловой этики для сотрудников p&g во всех странах»
- Характерные черты и ценности японской и американской систем бизнеса
- Из кодекса деловой этики компании Hewlett-Packard
- 10.2 Отношения между работниками
- Профессиограмма «Менеджер по гостиничному делу»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер по туризму»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер ресторана»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Предприниматель»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Принципы ведения бизнеса, разработанные «"Круглым столом" в Ко»
- Глава 1. Преамбула.
- Глава 2. Общие принципы.
- Глава 3. Принципы отношения к: Клиентам (потребителям/покупателям)
- Служащим
- Владельцам/вкладчикам
- Поставщикам
- Конкурентам
- Местной общественности
- Кодекс профессиональной этики музейного работника.
- Глобальный этический кодекс туризма Статья 1. Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами.
- Статья 2. Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования.
- Статья 3. Туризм - фактор устойчивого развития.
- Статья 4. Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение.
- Статья 5. Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ.
- Статья 6. Обязанности участников туристского процесса.
- Статья 7. Право на туризм.
- Статья 8. Свобода туристских путешествий.
- Статья 9. Права работников и предпринимателей туристской индустрии.
- Статья 10. Реализация принципов Глобального этического кодекса туризма.
- Тест «Этикетные ситуации»
- Тест «Столовый этикет»
- Тест «Этикет телефонных переговоров»
- Приемы активного слушания
- Пример использования приемов активного слушания.
- Ситуационная задача «Найди своё место»
- Тест «Невербальные средства общения»
- Стандартные фразы деловой переписки. Начало письма
- Связующие элементы письма
- Выражения, используемые в конце письма
- Структура делового письма
- Функционально-ролевая игра «Переговоры»
- Распределение ролей в игре «Переговоры»
- Этап «Начало».
- Этап «Регламент»
- Этап «Разногласия».
- Этап «Решения».
- Этап «Соглашения».
- Тест «Этикет одежды делового человека»
- Тест «Этикет официальных деловых мероприятий»
- Примерный терминологический словарь