Семинар 2.2 Кинесика, такесика и проксемика в деловом общении.
Основные вопросы:
-
Основные категории такесики.
-
Особенности такесических средств в деловом общении.
-
Проксемика в деловом общении.
-
Основные виды жестов и поз, их интерпретация.
-
Кинесика как элемент делового имиджа.
-
Этнокультурные особенности кинесики.
Контрольные вопросы и задания.
-
Какие средства общения относят к невербальным?
-
Какие типы рукопожатий вам известны? Каковы этикетные нормы рукопожатия в деловом общении?
-
Какие виды жестов вы знаете?
-
Опишите невербальные кластеры несогласия, одобрения, скуки, неискренности.
-
Создайте идеальную модель невербального кластера активного слушания.
-
Какие жесты можно отнести к интернациональным?
-
Каковы особенности жестикуляции в деловом общении?
-
Какие дистанции общения приемлемы в деловом общении?
-
Решите ситуационную задачу, приведенную в прил. №15.
-
Проверьте свои знания кинесики, такесики и проксемики в деловом общении, ответив на вопросы теста (прил. №16)
Самостоятельная работа.
-
Изучите самостоятельно тему «Этнокультурные особенности невербальной коммуникации».
-
Заполните таблицу сравнительного анализа этнокультурных особенностей невербальной коммуникации. Список стран в верхней строке таблицы вы можете изменить или дополнить.
| Россия | США | Германия | Испания | Турция | Греция | ОАЭ | Япония | Китай |
приветствие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прощание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
согласие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
несогласие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
осуждение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
одобрение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
удивление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оскорбительные жесты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рукопожатие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
поцелуи при встрече и прощании |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
расстояние между собеседниками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
общие особенности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Напишите сочинение-самоанализ «Особенности моей жестикуляции».
Ключевые понятия:
Невербальные средства общения, визуальное общение, такесика, кинесика, проксемика, рукопожатие, поклон, жест, жестикуляция, интенсивность жестикуляции, интернациональный жест, поза, закрытая поза, коммуникативный барьер, мимическое состояние, кластер жестов, «отзеркаливание», дистанция, открытая диспозиция, закрытая диспозиция.
Литература:
-
Вознесенская Л.О., Марчук Н.И. Основы международного общения. М., 1997. – С.125-178
-
Кузнецов И.Н. 1000 способов расположить к себе собеседника: Как вести переговоры. Как выступать публично. Как побеждать в спорах. – Мн.: Харвест, 2006. – С.241-268
-
Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, как книгу. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 82 с.
-
Пиз А. Язык телодвижений. – Мн.: Харвест, 2000. – 154 с.
-
Психология и этика делового общения. / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С. 130-138
-
Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – С. 214-252
-
Руденко А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 234-276
-
Фихтингер Х., Штерценбах Г. Правила хорошего тона. Как вести себя во время пребывания за границей. – М.: Омега-Л, 2006. – С. 82-104: табл.; илл. – (TASCHEN GUIDE. Просто! Практично!)
- Оглавление
- Цели и задачи
- Карта межпредметных связей
- Модульный календарно-тематический план
- Пояснительная записка
- Тема 1.1
- Тема 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма. Управленческая этика.
- Тема 1.3 Этикет как социальное явление.
- Модуль 2. Культура делового общения.
- Тема 2.1
- Культура устной речи в деловом общении.
- Тема 2.2 Кинесика и такесика в деловом общении.
- Тема 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Этикет деловых ситуаций.
- Тема 3.1
- Этикет деловых переговоров.
- Тема 3.2 Этикет деловых мероприятий: приемов, банкетов, презентаций.
- Тема 3.3 Этикет костюма делового человека.
- Тема 3.4 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Семинар 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма.
- Семинар 1.3 Этикет как социальное явление. Деловой этикет.
- Модуль 2. Культура делового общения. Семинар 2.1 Культура устной речи в деловом общении.
- Семинар 2.2 Кинесика, такесика и проксемика в деловом общении.
- Семинар 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Деловой этикет. Этикет деловых ситуаций. Семинар 3.1 Этикет деловых переговоров.
- Семинар 3.5 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Контроль
- Вопросы для подготовки к зачету.
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- Интернет-сайты
- Приложения.
- «Семь принципов ведения дел в России» (1912 г.)
- «Двенадцать принципов ведения дел в России» (1997 г.) Принципы личности
- Принципы профессионала
- Принципы гражданина России
- Принципы гражданина Земли
- Из «Правил деловой этики для сотрудников p&g во всех странах»
- Характерные черты и ценности японской и американской систем бизнеса
- Из кодекса деловой этики компании Hewlett-Packard
- 10.2 Отношения между работниками
- Профессиограмма «Менеджер по гостиничному делу»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер по туризму»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер ресторана»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Предприниматель»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Принципы ведения бизнеса, разработанные «"Круглым столом" в Ко»
- Глава 1. Преамбула.
- Глава 2. Общие принципы.
- Глава 3. Принципы отношения к: Клиентам (потребителям/покупателям)
- Служащим
- Владельцам/вкладчикам
- Поставщикам
- Конкурентам
- Местной общественности
- Кодекс профессиональной этики музейного работника.
- Глобальный этический кодекс туризма Статья 1. Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами.
- Статья 2. Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования.
- Статья 3. Туризм - фактор устойчивого развития.
- Статья 4. Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение.
- Статья 5. Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ.
- Статья 6. Обязанности участников туристского процесса.
- Статья 7. Право на туризм.
- Статья 8. Свобода туристских путешествий.
- Статья 9. Права работников и предпринимателей туристской индустрии.
- Статья 10. Реализация принципов Глобального этического кодекса туризма.
- Тест «Этикетные ситуации»
- Тест «Столовый этикет»
- Тест «Этикет телефонных переговоров»
- Приемы активного слушания
- Пример использования приемов активного слушания.
- Ситуационная задача «Найди своё место»
- Тест «Невербальные средства общения»
- Стандартные фразы деловой переписки. Начало письма
- Связующие элементы письма
- Выражения, используемые в конце письма
- Структура делового письма
- Функционально-ролевая игра «Переговоры»
- Распределение ролей в игре «Переговоры»
- Этап «Начало».
- Этап «Регламент»
- Этап «Разногласия».
- Этап «Решения».
- Этап «Соглашения».
- Тест «Этикет одежды делового человека»
- Тест «Этикет официальных деловых мероприятий»
- Примерный терминологический словарь