33. Личность и коллектив
Как любая другая группа, коллектив подчиняется законам групповой деятельности. Это живой организм, проходящий стадии рождения, развития, становления, зрелости, старения и умирания. Каждая из стадий имеет критические точки, сильные и слабые стороны, следовательно, и требования к сотрудникам будут существенно отличаться в зависимости от того, когда тот или другой человек был принят на работу.
В динамике развития коллектива чаще всего выделяются три стадии.
Первая стадия — коллектив только формируется, люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Здесь определяющее значение имеют личностные отношения (симпатии и антипатии), которые оказывают влияние на связи, возникающие в групповой деятельности, тогда как эти связи еще слабы и неустойчивы, не способны оказать существенное влияние на личностные отношения. Взаимная требовательность и заинтересованность в успехах коллектива формируются под воздействием организационной культуры и стиля управления руководителей.
Вторая стадия — организационная, характеризуется тем, что в коллективе почти завершается взаимное изучение друг друга и определяются личные позиции каждого. Формируются неформальные группы и выявляются неформальные лидеры. Личностные отношения еще достаточно сильны, но и производственные взаимоотношения становятся устойчивыми и прочными. Теперь эффективность работы коллектива в большей степени зависит от стиля управления им.
Третья стадия — стабильная жизнедеятельность коллектива — характеризуется тем, что в нем постепенно возникает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство.
Функционально обусловленные различия между членами коллектива и взаимоотношения «ответственной зависимости» закрепляются в уставных положениях и должностных инструкциях, в которых оформляются взаимные права и обязанности.
Структура, отражающая служебные взаимоотношения в коллективе, в социальной психологии получила название официальной {формальной). Официальная структура безлична: правами и обязанностями, предписывающими определенный набор действий и стиль поведения, наделяется не какой-то определенный человек, а любой, занимающий данное рабочее место или должность.
Признаком здоровья любой социальной группы является такой психологический климат, который благоприятствует достижению высоких результатов, позволяет решать проблемы и осуществлять перемены, при котором отсутствуют конфликты во взаимоотношениях между сотрудниками как «по вертикали», так и «по горизонтали».
Любая формальная группа наряду с официальной структурой, закрепленной штатным расписанием или иным регламентирующим документом, обязательно имеет и неофициальную {неформальную) структуру. Особенность неформальной структуры состоит в том, что она возникает самопроизвольно, стихийно, но часто именно она оказывается наиболее эффективной. Для руководителя важно знать, какова эта структура (кто является неформальным лидером той или иной группировки, как распределяются сотрудники по группам и подгруппам и т. Д.). Это можно диагностировать, используя метод социометрии, позволяющий довольно точно определять взаимоотношения в коллективе.
Социометрическая процедура сводится к опросу членов группы по критериям, значимым для оценки какой-либо стороны межличностных отношений.
Для развития чувства корпоративности используются ритуалы. В повседневной жизни предприятия они могут играть разные роли: укреплять структуру предприятия либо ослаблять ее.
На успешно работающих предприятиях возникает собственная организационная (корпоративная) культура — это система убеждений и оценок, существующих в рамках организации и определяющих поведение ее членов. Участие работников в процессе управления организацией — фактор, играющий важную роль в результативности труда.
- Сущность управления в апк
- 2. Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 3. Законы и закономерности управления производством
- 4. Принципы управления производством
- 5. Сущность системы управления
- 6. Формирование систем управления предприятиями
- 14. Основные типы структур управления
- 15. Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- 7. Функционирование систем управления
- 8. Понятие и значение функций управления
- 9. Общие (основные) функции управления
- 10. Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Регламентация функций управления
- 12. Понятие структуры управления
- 13. Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 33. Личность и коллектив
- 34. Методы делового общения
- 35. Стили управления
- 36. Конфликты в колл-ве и пути их преодоления
- 37. Понятие и классификация информации
- 38. Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- 39. Понятие и нормативная база делопроизводства
- 40. Системы управленческой документации
- 41. Организация документооборота на предприятии
- 42. Совершенствование информационного и документационного обеспечения управления на предприятиях апк
- 43. Сущность и классификация управленческих решений
- 44. Процесс принятия управленческих решений
- 46. Методы принятия решений
- 47. Сущность и принципы управления маркетингом
- 49. Механизм управления маркетингом в апк
- 50. Сущность и функции управления качеством
- 51. Методы управления качеством
- 16. Становление и развитие науки управления
- 17. Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 18. Федеральный уровень государственного управления
- 19. Региональный уровень государственного управления
- 20. Районный уровень государственного управления
- 21. Основы управления различными организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- 22. Управление в государственных унитарных предприятиях
- 23. Управление в хозяйственных товариществах
- 24. Управление в хозяйственных обществах
- 25. Управление в производственных кооперативах
- 26. Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- 27. Механизм управления на макроуровне
- 28. Организационные методы
- 29. Формы оперативно-распорядительного воздействия
- 30. Экономические методы управления
- 31. Сущность социально-психологических методов управления
- 32. Типология личности
- 45. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 48. Функции управления маркетингом
- 52. Понятие инновационной деятельности.
- 53. Возникновение и разработка нововведений.
- 54. Стратегии реализации нововведений.
- 55. Особенности нововведений в апк.
- 56. Сущность управления финансами.
- 57. Органы управления финансами, их функции.
- 58. Финансовый механизм.
- 59. Финансовая политика.
- 60. Значение и основные элементы инфраструктуры апк.
- 61. Управление производственной инфраструктурой с/х.
- 62. Управление инфраструктурой в с/х организациях.
- 63. Совершенствование управления инфраструктурой.
- 64. Роль нтп в развитии апк
- 65. Управление нтп в апк рф
- 66. Управление освоением достижений науки и техники.
- 67. Экономическая оценка эффективности управления нтп в апк.
- 68. Управление природопользованием.
- 69 Методы управления охраной окружающей среды.
- 70. Основы управления внешнеэкономической деятельностью.
- 71. Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью.
- 72. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью.
- 73. Экономические методы управления внешнеэкономическими связями.
- 74. Государственное регулирование внешнеэкономических связей.
- 75. Функции работников аппарата управления.
- 75. Функции работников аппарата управления
- 76. Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 77. Пути совершенствования мастерства руководителя
- 78. Научная организация управленческого труда
- 79. Планирование работы аппарата управления
- 80. Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 81. Условия труда работников аппарата управления
- 82. Нормирование управленческого труда
- 83. Мотивация управленческого труда
- 84. Оплата управленческого труда
- 85. Типы автоматизированных систем управления
- 86. Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 87. Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 88. Техника управления
- 89. Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 90. Организация диспетчерской службы и ее функции
- 91. Технические средства диспетчерской службы
- 92. Сущность эффективности управления
- 93. Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- 94. Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 95. Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством