73. Экономические методы управления внешнеэкономическими связями.
По мере роста производительности труда, концентрации производства, снижения расходов сырья и рабочей силы на единицу выпускаемой продукции создаются предпосылки для снижения стоимости товара, а следовательно, и цен. Однако улучшение технико-экономических характеристик изделий, повышение качества связаны, как правило, с увеличением общественно необходимого рабочего времени на их производство, что приводит к росту себестоимости и цен. В борьбе этих двух противоположных тенденций формируется рыночная цена товара.
Снижение цен в случае уменьшения себестоимости особенно заметно, если происходят существенные сдвиги в технологии и условиях производства товара. В то же время повышение квалификации рабочих ведет к постепенному росту заработной платы. Имеются и другие факторы, препятствующие снижению издержек, например ухудшение условий добычи полезных ископаемых ввиду того, что исчерпаны наиболее доступные месторождения; погодные условия, способствующие удорожанию многих видов сельскохозяйственных продуктов, минерального
сырья и топлива.
Существуют факторы, вызывающие отклонения мировых цен от интернациональной стоимости. Важнейшей причиной изменения спроса на мировых товарных рынках является циклический характер рыночной экономики. В фазе кризиса при сокращении спроса цены снижаются, а в фазе оживления и подъема происходит их повышение вслед за растущим спросом.
Значительное влияние на цены мирового рынка оказывают транснациональные компании. Стратегия регулирования производства, скоординированные действия позволяют монополиям устанавливать завышенные цены. Кроме того, монополизация рынков ведет, как правило, к «упорядочению» движения цен.
Воздействие монополий на уровень рыночных цен зависит от степени монополизации рынка. Однако отсутствие полной монополизации не является препятствием для государственного ценообразования.
Если на внутренних рынках многих развитых стран имеются определенные ограничения для монополистического сговора, то на мировых рынках крупнейшие корпорации обладают, по существу, полной свободой действий.
Однако возможности взвинчивания цен монополиями небезграничны. Они регулируются спросом и конкуренцией.
Воздействие государства на цены осуществляется с помощью косвенных методов регулирования (квоты, лицензии, регулирование цен и т. д.). Государственные закупки товаров проводятся, как правило, по повышенным ценам, что особенно характерно для государственных заказов. На это затрачивается значительная часть бюджета.
Важное значение имеет таможенная политика в области импорта и экспорта. В сфере импорта государственная таможенная политика направлена на удешевление импортируемого сырья и затруднение доступа на внутренний рынок дешевых изделий из-за рубежа. В последние десятилетия идет процесс либерализации торговли, снижения таможенных барьеров, однако, протекционизм тем не менее необходим. Во многих государствах практикуются количественные ограничения импорта, лицензирование, установление минимальных цен, по которым иностранные экспортеры обязаны продавать свои товары. Снижение цен ниже определенного уровня рассматривается как демпинг (сбыт на внешних рынках товаров по ценам значительно ниже внутренних с целью завоевания внешних рынков, расширения производства и сбыта). Стремление монополий к экспансии на внешних рынках, активно поддерживаемое государством, приводит к существенному разрыву между внутренними и экспортными ценами.
Для современного рынка характерны постоянные изменения курсов национальных валют, которые складываются под воздействием спроса и предложения на валютных рынках. «Плавание» национальных валют приводит к «плаванию» внешнеторговых цен, вызывая их изменения. Укрепление национальной валюты происходит путем инвестиций государства в основные отрасли экономики.
- Сущность управления в апк
- 2. Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 3. Законы и закономерности управления производством
- 4. Принципы управления производством
- 5. Сущность системы управления
- 6. Формирование систем управления предприятиями
- 14. Основные типы структур управления
- 15. Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- 7. Функционирование систем управления
- 8. Понятие и значение функций управления
- 9. Общие (основные) функции управления
- 10. Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Регламентация функций управления
- 12. Понятие структуры управления
- 13. Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 33. Личность и коллектив
- 34. Методы делового общения
- 35. Стили управления
- 36. Конфликты в колл-ве и пути их преодоления
- 37. Понятие и классификация информации
- 38. Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- 39. Понятие и нормативная база делопроизводства
- 40. Системы управленческой документации
- 41. Организация документооборота на предприятии
- 42. Совершенствование информационного и документационного обеспечения управления на предприятиях апк
- 43. Сущность и классификация управленческих решений
- 44. Процесс принятия управленческих решений
- 46. Методы принятия решений
- 47. Сущность и принципы управления маркетингом
- 49. Механизм управления маркетингом в апк
- 50. Сущность и функции управления качеством
- 51. Методы управления качеством
- 16. Становление и развитие науки управления
- 17. Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 18. Федеральный уровень государственного управления
- 19. Региональный уровень государственного управления
- 20. Районный уровень государственного управления
- 21. Основы управления различными организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- 22. Управление в государственных унитарных предприятиях
- 23. Управление в хозяйственных товариществах
- 24. Управление в хозяйственных обществах
- 25. Управление в производственных кооперативах
- 26. Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- 27. Механизм управления на макроуровне
- 28. Организационные методы
- 29. Формы оперативно-распорядительного воздействия
- 30. Экономические методы управления
- 31. Сущность социально-психологических методов управления
- 32. Типология личности
- 45. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 48. Функции управления маркетингом
- 52. Понятие инновационной деятельности.
- 53. Возникновение и разработка нововведений.
- 54. Стратегии реализации нововведений.
- 55. Особенности нововведений в апк.
- 56. Сущность управления финансами.
- 57. Органы управления финансами, их функции.
- 58. Финансовый механизм.
- 59. Финансовая политика.
- 60. Значение и основные элементы инфраструктуры апк.
- 61. Управление производственной инфраструктурой с/х.
- 62. Управление инфраструктурой в с/х организациях.
- 63. Совершенствование управления инфраструктурой.
- 64. Роль нтп в развитии апк
- 65. Управление нтп в апк рф
- 66. Управление освоением достижений науки и техники.
- 67. Экономическая оценка эффективности управления нтп в апк.
- 68. Управление природопользованием.
- 69 Методы управления охраной окружающей среды.
- 70. Основы управления внешнеэкономической деятельностью.
- 71. Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью.
- 72. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью.
- 73. Экономические методы управления внешнеэкономическими связями.
- 74. Государственное регулирование внешнеэкономических связей.
- 75. Функции работников аппарата управления.
- 75. Функции работников аппарата управления
- 76. Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 77. Пути совершенствования мастерства руководителя
- 78. Научная организация управленческого труда
- 79. Планирование работы аппарата управления
- 80. Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 81. Условия труда работников аппарата управления
- 82. Нормирование управленческого труда
- 83. Мотивация управленческого труда
- 84. Оплата управленческого труда
- 85. Типы автоматизированных систем управления
- 86. Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 87. Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 88. Техника управления
- 89. Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 90. Организация диспетчерской службы и ее функции
- 91. Технические средства диспетчерской службы
- 92. Сущность эффективности управления
- 93. Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- 94. Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 95. Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством