logo
Шпоры к АПК

73. Экономические методы управления внешнеэкономическими связями.

По мере роста производительности труда, концентрации про­изводства, снижения расходов сырья и рабочей силы на единицу выпускаемой продукции создаются предпосылки для снижения стоимости товара, а следовательно, и цен. Однако улучшение тех­нико-экономических характеристик изделий, повышение каче­ства связаны, как правило, с увеличением общественно необходи­мого рабочего времени на их производство, что приводит к росту себестоимости и цен. В борьбе этих двух противоположных тен­денций формируется рыночная цена товара.

Снижение цен в случае уменьшения себестоимости особенно заметно, если происходят существенные сдвиги в технологии и условиях производства товара. В то же время повышение квали­фикации рабочих ведет к постепенному росту заработной платы. Имеются и другие факторы, препятствующие снижению из­держек, например ухудшение условий добычи полезных иско­паемых ввиду того, что исчерпаны наиболее доступные место­рождения; погодные условия, способствующие удорожанию многих видов сельскохозяйственных продуктов, минерального

сырья и топлива.

Существуют факторы, вызывающие отклонения мировых цен от интернациональной стоимости. Важнейшей причиной изменения спроса на мировых товарных рынках является циклический характер рыночной экономики. В фазе кризиса при сокращении спроса цены снижаются, а в фазе оживления и подъема происходит их повышение вслед за расту­щим спросом.

Значительное влияние на цены мирового рынка оказывают транснациональные компании. Стратегия регулирования про­изводства, скоординированные действия позволяют монополи­ям устанавливать завышенные цены. Кроме того, монополиза­ция рынков ведет, как правило, к «упорядочению» движения цен.

Воздействие монополий на уровень рыночных цен зависит от степени монополизации рынка. Однако отсутствие полной моно­полизации не является препятствием для государственного цено­образования.

Если на внутренних рынках многих развитых стран имеются определенные ограничения для монополистического сговора, то на мировых рынках крупнейшие корпорации обладают, по суще­ству, полной свободой действий.

Однако возмож­ности взвинчивания цен монополиями небезграничны. Они регу­лируются спросом и конкуренцией.

Воздействие государства на цены осуществляется с помощью косвенных методов регулирования (квоты, лицензии, регулирова­ние цен и т. д.). Государственные закупки товаров проводятся, как правило, по повышенным ценам, что особенно характерно для го­сударственных заказов. На это затрачивается значительная часть бюджета.

Важное значение имеет таможенная политика в области им­порта и экспорта. В сфере импорта государственная таможен­ная политика направлена на удешевление импортируемого сы­рья и затруднение доступа на внутренний рынок дешевых изде­лий из-за рубежа. В последние десятилетия идет процесс либе­рализации торговли, снижения таможенных барьеров, однако, протекционизм тем не менее необходим. Во многих государ­ствах практикуются количественные ограничения импорта, ли­цензирование, установление минимальных цен, по которым иностранные экспортеры обязаны продавать свои товары. Сни­жение цен ниже определенного уровня рассматривается как демпинг (сбыт на внешних рынках товаров по ценам значитель­но ниже внутренних с целью завоевания внешних рынков, рас­ширения производства и сбыта). Стремление монополий к экс­пансии на внешних рынках, активно поддерживаемое государ­ством, приводит к существенному разрыву между внутренними и экспортными ценами.

Для современного рынка характерны постоянные изменения курсов национальных валют, которые складываются под воздей­ствием спроса и предложения на валютных рынках. «Плавание» национальных валют приводит к «плаванию» внешнеторговых цен, вызывая их изменения. Укрепление национальной валюты происходит путем инвестиций государства в основные отрасли экономики.