logo
Шпоры к АПК

71. Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью.

При прогнозировании внешнеэкономической деятельности возникает необходимость в предсказании динамики различных показателей, и прежде всего потоков экспортных и импортных товаров. Прогноз динамики товарных потоков нужен, с одной стороны, для того, чтобы выяснить возможность получения до­полнительных ресурсов товаров промежуточного и конечного потребления через импорт, с другой — для того, чтобы опреде­лить целесообразные объемы экспорта продукции отдельных от­раслей и, следовательно, установить требования, предъявляемые к уровню экспортных поставок различными отраслями промыш­ленности и сельского хозяйства. Необходимо проведение глубо­кого анализа влияния внешнеэкономических связей на эффек­тивность и сбалансированность общественного производства страны. Прогноз экспортных и импортных потоков целесообраз­но проводить по агрегированной номенклатуре отраслей и важ­нейших продуктов.

Исключительно важна разработка прогноза цен мирового рынка. Большая роль в разработке комплексного прогноза внешнеэкономических связей принадлежит прогнозу спроса и предложения на продук­цию, которая может явиться предметом экспорта и импорта. Прогноз спроса и предложения на продукцию экспор­та и импорта непосредственно связан с прогнозом развития кон­кретных мировых товарных рынков, народнохозяйственными потребностями и объемами производства в странах — торговых партнерах.

В зависимости от целей и задач прогнозирования все факторы можно сгруппировать по следующим пяти признакам:

длительность (период) действия;

степень влияния (иерархия или масштабность);

конкретная область проявления;

характер воздействия;

принадлежность к той или иной сфере рыночного механизма.

Разработка краткосрочного (конъюнктурного) прогноза требу­ет учета всего комплекса факторов — от временных и случайных до постояннодействующих нециклических. Подготовка средне­срочного прогноза базируется в первую очередь на учете постоян­нодействующих циклических и нециклических факторов, остальные могут в расчет не приниматься. Естественно, что в процессе кратко- и среднесрочного прогнозирования необходимо прини­мать во внимание все факторы, воздействующие как на спрос, так и на предложение. Задача долгосрочного прогнозирования требует привлечения постояннодействующих факторов, а также факторов, влияющих на спрос в длительной перспективе, тогда как предло­жение будет в данном случае играть роль естественного ограничи­теля ресурсов.

При разработке прогноза товарного рынка следует принимать во внимание ряд обязательных требований. Прогноз должен быть:

надежным, научно обоснованным и системным

воспроизводимым и доказательным, то есть тот же результат должен быть получен при независимой повторной проверке

иметь альтернативный характер с четкой формулировкой всех гипотез и предпосылок,

иметь надежную методику оценки достоверности и точности

При этом значение прогнозирования и планирования в управ­лении внешнеэкономической деятельностью возрастает. С их по­мощью реализуются важнейшие принципы рыночной теории уп­равления.