logo
Шпоры к АПК

66. Управление освоением достижений науки и техники.

Эффективность научно-технического прогресса зависит прежде всего от максимального использования достижений науки и пере­дового опыта в производстве. Достижения науки становятся досто­янием практики, если результаты научно-исследовательских работ внедряются в производство. В этой вязи важным является совер­шенствование управления внедренческими работами на всех уров­нях, особенно на предприятиях и в фермерских хозяйствах.

В России сложилась следующая система управления работами по внедрению достижений научно-технического прогресса.

Освоение разработок осуществляется за счет средств федерального и местного бюджетов, а также заказчиков-товаропроизводителей. Для успешного прове­дения работы необходимы система мер государственного протек­ционизма, соответствующий экономический механизм, а также правовые основы взаимоотношений государственных органов и то­варопроизводителей с различной формой собственности, обеспе­чивающие их высокую восприимчивость и заинтересованность в освоении результатов научных исследований.

В целях создания благоприятных финансово-экономических предпосылок для оживления и расширенного товарного производ­ства необходим переход на реализацию инновационных программ силами различных инвестиционных структур с использованием ме­стного (регионального) бюджета на консолидируемой основе со­вместно с федеральными средствами и ресурсами предприятий. Для ускорения реализации достижений науки создаются различные ин­формационные, инновационные, сервисные структуры.

Проекты развития должны быть направлены на комплексное эффективное функционирование хозяйств, предприятий АПК, включать анализ внутреннего и внешнего рынков, предусматри­вать функции администрации по сопровождению разработок и производства до получения планируемой прибыли и взаиморасче­тов между участниками проекта.

Важную роль в организации данной работы должны играть на­учные организации, сами ученые, которые передают научные раз­работки для использования в производство. Они могут оказывать необходимую методическую и консультативную помощь при вне­дрении, вести пропаганду достижений науки и обучение кадров.

Содействуют ускорению научно-технического прогресса со­зданные во многих научных организациях специальные хозрасчет­ные подразделения (консультативные службы, конструкторские бюро, ассоциации и др.) по внедрению, которые на основе дого­ворных отношений оказывают товаропроизводителям и другим организациям методическую и консультативную помощь в освое­нии новых разработок. Непосредственное внедрение в производ­ство достижений научно-технического прогресса осуществляют руководители и специалисты.

Одним из звеньев в системе управления внедренческими рабо­тами являются созданные в ряде республик, краев и областей ас­социации и фирмы, центры научного обеспечения. Такие форми­рования разрабатывают проекты организации производства, труда и управления; оргтехпроекты; решают вопросы обеспечения мате­риально-техническими ресурсами. Большое место в их деятельно­сти занимает обучение кадров.

Среди вопросов управления освоением достижений науки и техники важным является вопрос совершенствования системы планирования. Научно-технические разработки должны вклю­чаться в бизнес-план после того, как будет дано их технико-эко­номическое обоснование.

В научных организациях план внедрения формируется в основ­ном по законченным исследованиям данного коллектива, а также в порядке творческого содружества на договорной основе. В плане предусматриваются конкретные формы участия ученых в работе по реализации разработок.

Ускорение освоения результатов научно-технического прогрес­са является не менее важной задачей, чем разработка новых идей, техники и технологий. Успех во многом зависит от того, насколько плодотворны связи ученых с межхозяйственными формирования­ми, обладающими финансовыми и материальными ресурсами (коо­перативами, ассоциациями, агропромышленными фирмами и др.). Они призваны стать основным звеном в цепи, соединяющей науку с производством, вместе с учеными осуществлять обучение работни­ков эффективным методам внедрения результатов научно-техничес­кого прогресса, повышать на этой основе производительность труда и эффективность производства, роль руководителей и специалистов, каждого работника в освоении достижений науки и техники.