logo
Шпоры к АПК

Сущность управления в апк

Под управлением понимают процесс воздействия на любую сис­тему, обеспечивающий поддержание ее в определенном состоя­нии или перевод в новое состояние в соответствии с присущими данной системе объективными законами и конкретными целями. Управление присуще всем видам человеческой деятельности. Прежде чем начать трудовой процесс, человек продумывает его: выдвигает цели, оп­ределяет последовательность действий, прогнозирует результаты и в соответствии с этим организует труд, то есть управляет своей деятельностью.

Управление должно обеспечивать согласованное и эффектив­ное взаимодействие всех совместно работающих. Это предполага­ет постановку целей, взаимоувязку их со средствами, планирова­ние общественного труда, выработку стратегии, организацию ра­боты каждого участника и всей кооперации, создание материаль­ных условий для достижения целей, контроль за фактическим течением производственного процесса, анализ и выработку мер, обеспечивающих дальнейшее развитие системы.

Производство в целом как система предполагает управление средствами труда и управление работниками.

Первый вид управления — это процесс непосредственного воз­действия человека с помощью средств труда на предмет труда (землю, технику и др.) в целях получения материальных благ и ус­луг, то есть само производство. При этом работник выступает как субъект управления, а средства труда — как его объект.

Согласование действий работников, управляющих средствами труда, объединенных в группы, коллективы (объект управления), требует, в свою очередь, управления со стороны других работни­ков, составляющих управленческий аппарат (субъект управления). Этот вид управления — наиболее сложная область человеческой практики. Для управленческих работников процесс управления — непосредственная профессиональная обязанность. Предметами их труда служат информация, связи, отношения, то есть сам процесс воздействия на объект во всем его многообразии. Объект — это от­дельные лица или коллективы работников, а также определенные процессы (природные, материальные, финансовые, трудовые, весь потенциал предприятия, объединения, отрасли или народно­го хозяйства в целом). Продуктом управления является упорядо­ченность системы.

Эффективность управленческого труда неразрывно связана с эффективностью производства. Следовательно, затраты на управление относятся ко всей совокупной деятельности, а оплата труда этой категории работников должна зависеть от конечных резуль­татов. В той мере, в какой работники управления выполняют фун­кции, вытекающие из непосредственных потребностей производ­ства, затраты на него необходимы.

Между работниками, занятыми непосредственно в производ­ственном процессе и управлении, возникают отношения управле­ния. Отношения управления представляют собой сложную сово­купность связей и взаимодействий между отдельными работника­ми, структурными подразделениями и в коллективе как целостной системе в ходе реализации управляющих воздействий. В структуре управления отражается организация совместной деятельности участников производства.

Вместе с тем управленческие отношения субъективны, по­скольку на них оказывают активное влияние различного рода по­буждения, интересы человека.

Субъекты управленческих отношений — это отдельные люди и коллективы, целенаправленно воздействующие на объект управ­ления.

Задача субъекта управления и состоит в том, чтобы, познав объективные законы, осознанно, в строгом соответствии с ними воздействовать на управляемый объект. Однако в практи­ческой деятельности работники аппарата управления нередко допускают грубые отклонения от требований объективных за­конов и закономерностей функционирования производства, что приводило в прошлом и приводит в настоящем к резкому сни­жению эффективности из-за недоиспользования производ­ственного потенциала.

Управление присуще любому способу производства, однако его характер, цели и содержание в решающей мере определяются формой собственности на средства производства, господствующи­ми производственными отношениями, подчиняются экономичес­ким законам, действующим в данном обществе.

В настоящее время обобществление производства, концентра­ция и централизация капитала достигли такого уровня, при ко­тором возникает объективная необходимость в государственно-монополистическом регулировании. Реальное обобществление, происходящее в производстве, и кооперация в масштабах всего общества должны осуществляться в рамках действительно обще­ственного управления. Регулирующая роль государства усилива­ется во всех развитых странах.

Сельскохозяйственное производство как объект управления обла­дает рядом специфических особенностей, которые оказывают су­щественное влияние на функции и структуру органов, методы и стиль руководства, организацию труда работников аппарата уп­равления и т. д.

Земля в сельском хозяйстве является не только объектом труда, как в других отраслях народного хозяйства, но и предметом труда, основным средством производства. Этим обусловливаются терри­ториальная рассредоточенность производства, населенных пунк­тов, построение органов управления в основном по территориаль­но-производственному принципу. Непосредственное управление из единого центра практически невозможно.

Территориальная рассредоточенность производства и удален­ность структурных подразделений от центра, растянутость комму­никаций затрудняют сбор и переработку информации, что ведет к запаздыванию принятия оперативных решений.

Экономическое воспроизводство в сельском хозяйстве тесно переплетается с естественным, что ставит его в большую зави­симость от природно-климатических условий. Последние по зо­нам страны значительно различаются. Производство может быть эффективным, если эти особенности полно учитываются.

Производственные циклы, их продолжительность в значительной степени связаны с естественными биологическими процессами.

Многообразие форм собственности и хозяйствования обусловли­вает формирование присущих им органов управления при одно­временном развитии горизонтальных координационных связей для решения общих вопросов на территории, где эти хозяйства расположены (общие сервисные службы, социальная и культурно-бытовая сфера и т. д.). Имеются и другие особенности, определяющие специфику организации управления в АПК: различия между городом и дерев­ней, традиции, обычаи населения и др.