logo
Шпоры к АПК

48. Функции управления маркетингом

Управление маркетингом предполагает выполнение следую­щих функций: анализ с целью выбора направлений маркетинго­вой деятельности, разработка планов маркетинга, организация их выполнения, мотивация и маркетинговый контроль.

Анализ с целью выбора направлений маркетинговой деятельности включает маркетинговые исследования, сегментацию рынка, вы­бор целевых рынков и позиционирование товаров.

Маркетинговое исследование — это комплексное понятие, вклю­чающее все виды исследовательской деятельности, связанные с управлением маркетингом посредством систематического сбора, анализа и отражения данных о проблемах, стоящих перед пред­приятием, а также о путях их решения в связи со сло­жившейся ситуацией.

Маркетинговые исследования должны быть системными, сис­тематичными, объективными и точными.

Известны четыре метода проведения маркетинговых исследо­ваний для получения первичной информации: наблюдение, экс­перимент, фокусирование и опрос.

Наблюдение — самый простой и дешевый метод исследо­вания проблемы.

Эксперимент предполагает целенаправленное изменение существенных условий наблюдения без ведома потребителя.

Опрос — ведущий, универсальный метод проведения марке­тинговых исследований.

Процесс маркетингового исследования включает ряд операций: определение проблемы и цели, отбор источников информации, сбор информации, ее анализ, выработка рекомендаций, предос­тавление полученных результатов.

Процесс определения проблемы состоит из четырех последова­тельных этапов.

  1. Неопределенная постановка проблемы.

  2. Предварительная проработка — выявление основной пробле­мы путем обсуждения ведущими сотрудниками.

  3. Конкретизация проблемы.

  4. Заключительное исследование — структурированный сбор данных и анализ их для решения конкретной задачи или достиже­ния конкретной цели.

Маркетинговое исследование обычно начинается со сбора вто­ричной информации.

Вторичная информация представляет собой данные, собран­ные ранее для целей, отличных от связанных с решением исследу­емой проблемы.

В процессе отбора первичной информации необходимо разра­ботать план, требующий предварительных решений относительно методов исследования, его орудий, порядка составления выборки, способов связи с аудиторией. В плане должны быть четко опреде­лены вопросы, характеризующие степень охвата, полноту и глуби­ну необходимой для сбора первичной информации.

На этапе анализа собранной информации исследователь произ­водит отбор наиболее важных сведений и результатов из совокуп­ности полученных данных.

По завершении маркетингового исследования результаты и ос­нованные на них рекомендации должны быть представлены в форме отчета.

Сегментация рынка заключается в разделении его на группы потребителей (рыночные сегменты), которые предъявляют раз­личные требования к продукции, характеризуются однотипной реакцией на предлагаемые продукты и на набор маркетинговых стимулов и к которым необходимо прилагать разные маркетинго­вые усилия.

После выявления рыночных сегментов определяется степень их привлекательности, выбираются целевые рынки и маркетинго­вые стратегии. Оценивается привлекательность каждого рыночно­го сегмента и выбирается один или несколько сегментов для осво­ения. При этом учитываются три главных фактора: размер сегмен­та и скорость его изменения (роста, уменьшения); структурная привлекательность; цели и ресурсы организации, осваивающей сегмент.

Позиционирование товаров означает действия, направленные на обеспечение им конкурентоспособного положения на рынке и в сознании целевых потребителей и разработку соответствующего комплекса маркетинга для занятия своей товарной ниши (пози­ции).

Разработка планов маркетинга — это процесс определения це­лей, а также мероприятий по их достижению за определенный пе­риод времени. В зависимости от того, за какой период этих целей предполагается достичь, выделяют планы: Долгосрочный; Среднесрочный; Годовой.

Составной частью каждого плана деятельности предприятия (фирмы) является маркетинговая программа.

Процесс планирования включает четыре основных этапа:

  1. Определение цели маркетинга для отдельных товаров и рынка;

  2. Разработка альтернативных стратегий (освоение новых товаров, формирование рынка, диверсификация, проникновение на новые рынки);

  3. Выбор наилучшей стратегии;

  4. Формирование плана маркетинга.

Организация выполнения планов маркетинга включает:

Определение структуры управления маркетингом;

Подбор и расстановку кадров в соответствии с выбранной структурой управления;

Установление прав и обязанностей сотрудников службы управ­ления маркетингом;

Создание необходимых условий для нормальных работ сотруд­ников, занятых решением маркетинговых задач;

Установление необходимого взаимодействия между отделами службы управления маркетингом и другими отделами управления фирмой.

Служба управления маркетингом включает всех работников, занимающихся решением маркетинговых проблем, сосредоточен­ных в соответствующих подразделениях.

Мотивация как функция управления маркетингом представляет собой побуждения, вызывающие активность индивидуумов и оп­ределяющие ее направленность, в данном случае на покупку како­го-то товара.

Вопросы к экзамену по управлению АПК

  1. Сущность управления в АПК

  2. Предмет и задачи науки управления, методы её познания

  3. Законы и закономерности управления производством

  4. Принципы управления производством

  5. Сущность системы управления

  6. Формирование систем управления предприятиями

  7. Функционирование систем управления

  8. Понятие и значение функций управления

  9. Общие функции управления

  10. Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием

  11. Регламентация функций управления

  12. Понятие структуры управления

  13. Требования к структуре управления и факторы её определяющие.

  14. Основные типы структур управления

  15. Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой

  16. Становление и развитие науки управления.

  17. Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления АПК

  18. Федеральный уровень государственного управления

  19. Региональный уровень государственного управления

  20. Районный уровень государственного (муниципального) управления

  21. Основы управления различными организационно-правовыми формами хозяйствования в АПК

  22. Управление в государственных унитарных предприятиях

  23. Управление в хозяйственных товариществах

  24. Управление в хозяйственных обществах

  25. Управление в производственных кооперативах

  26. Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями.

  27. Механизм управления на макроуровне

  28. Организационные методы

  29. Формы оперативно-распорядительного воздействия

  30. Экономические методы управления

  31. Сущность социально-психологических методов управления

  32. Типология личности

  33. Личность и коллектив

  34. Методы делового общения

  35. Стили управления

  36. Конфликты в коллективе и пути их преодоления.

  37. Понятие и классификация информации

  38. Уровень информационного обеспечения информации и внутренняя система информации.

  39. Понятие и нормативная база делопроизводства

  40. Система управленческой документации

  41. Организация документооборота на предприятии

  42. Совершенствование информационного и обеспечения документационного обеспечения управления на предприятиях АПК

  43. Сущность и классификация управленческих решений

  44. Процесс принятия управленческих решений

  45. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений

  46. Методы принятия решений

  47. Сущность и принципы управления маркетингом

  48. Функции управления маркетингом

  49. Механизм управления маркетингом в АПК

  50. Сущность и функции управления качеством

  51. Методы управления качеством

  52. Понятие инновационной деятельности

  53. Возникновение и разработка нововведений

  54. Стратегии реализации нововведений

  55. Особенности нововведений в АПК

  56. Сущность управления финансами в АПК

  57. Органы управления финансами и их функции

  58. Финансовый механизм

  59. Финансовая политика

  60. Значение и основные элементы инфраструктуры АПК.

  61. Управление производственной инфраструктурой сельского хозяйства

  62. Управление инфраструктурой в сельскохозяйственных организациях

  63. Совершенствование управления инфраструктурой

  64. Роль научно-технического прогресса в развитии АПК

  65. Управление научно-техническим прогрессом в АПК России

  66. Управление освоением достижений науки и техники

  67. Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в АПК

  68. Управление природопользованием

  69. Методы управления охраной окружающей среды

  70. Основы управления внешнеэкономической деятельностью

  71. Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью

  72. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью

  73. Экономические методы управления внешнеэкономическими связями

  74. Государственное регулирование внешнеэкономических связей

  75. Функции работников аппарата управления

  76. Требования к профессиональным и личным качествам руководителя

  77. Пути совершенствования мастерства руководителя

  78. Научная организация управленческого труда

  79. Планирование работы аппарата управления

  80. Проведение служебных совещаний и собраний

  81. Условия труда работников аппарата управления

  82. Нормирование управленческого труда

  83. Мотивация управленческого труда

  84. Оплата управленческого труда.

  85. Типы автоматизированных систем управления

  86. Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем правления

  87. Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления

  88. Техника управления

  89. Суть оперативного управления и пути его совершенствования

  90. Организация диспетчерской службы и её функции

  91. Технические средства диспетчерской службы

  92. Сущность эффективности управления

  93. Факторы, влияющие на оценку эффективности управления

  94. Требования и подходы к оценке эффективности управления

  95. Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством.

  96. Методика анализа и проектирования организационной структуры управления

  97. Разработка основных документов организационного регламентирования

  98. Изучение функций и построение схем органов управления АПК

  99. Разработка типовых структур управления предприятиями АПК основных организационно-правовых форм

  100. Правовое регулирование управленческой деятельности

  101. Методика управления конфликтами

  102. Методика разработки управленческих документов

  103. Разработка и презентация инновационного проекта в хозяйствующем субъекте

  104. Определение местоположения склада

  105. Оптимизация штатной численности аппарата управления

  106. Планирование рабочего времени аппарата управления

  107. Проектирование диспетчерской службы

  108. Методика оценки эффективности управления на предприятиях АПК