logo
Шпоры к АПК

74. Государственное регулирование внешнеэкономических связей.

Политика монополий в области ценообразования находит под­держку у многих государств. Она помогает национальным моно­полиям сохранять высокий уровень цен на внутреннем рынке страны и с целью повышения конкурентоспособности экспорт­ных товаров устанавливать более низкий уровень цен на них.

Регулирование цен внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется, во-первых, путем гарантированных производителям цен продаж и, во-вторых, посредством субсиди­рования. Гарантированный уровень цен означает предоставление производителям субсидий из бюджета в случае понижения рыноч­ных цен ниже определенного уровня.

Единые закупочные цены на сельскохозяйственную продук­цию установлены во всех странах — членах ЕС. Регулирование цен посредством субсидий включает правительственные субсидии на закупку удобрений, высококачественные семена, проведение ме­лиоративных работ и т. д. Во многих странах Европы, Америки и Юго-Востока меры государственного регулирования широко ис­пользуются.

Наиболее общую международно-правовую основу регулирова­ния составляет Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

С импортных товаров взимается налог с оборота (например, на предметы роскоши), лицензионные сборы, мелкие статистичес­кие сборы за производство операций по досмотру грузов, оформ­ление документов и т. д.

Ввозным таможенным тарифом называют систематизирован­ную сводку таможенных пошлин на все товары, подлежащие об­ложению при импорте на территорию данной страны. В целях унификации таможенных тарифов в основу современной класси­фикации товаров положено соглашение 13 стран (Брюссель, 1951 г.) о введении единой классификационной схемы, которая основывается на делении товаров по производственному принци­пу (товар и сырье определенной отрасли объединены в единый раздел). Ввозная пошлина согласно этим тарифам взимается с так называемой нормальной цены (СИВ или Франко граница), по ко­торой товар может быть продан при условии свободной конкурен­ции между покупателем и продавцом в стране покупателя в мо­мент подачи таможенной декларации. Нормальная цена включает первоначальную цену товара плюс расходы, связанные с достав­кой товара до таможенной границы.

Таможенные пошлины представляют собой косвенный налог, взимаемый с товаров, ввозимых в данную страну, и возмещаются в конечном счете потребителями, то есть они поступают в государ­ственный бюджет и являются значительным источником дохода

государства.

Таможенные пошлины делят на ввозные, вывозные и транзит­ные.

Ввозные пошлины взимаются с иностранных товаров -. на пограничных таможенных пунктах или при выпуске этих товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны

Вывозные пошлины взимают при экспорте товаров за границу. В настоящее время экспортные пошлины используют развивающиеся страны, которые обладают монополией в области производства и сбыта какого-либо товара (опиум, пробковая кора, селитра, редкие металлы и др.).

Транзитные пошлины взимают за провоз иностран­ных товаров через таможенную территорию страны.

По цели взимания таможенные пошлины делят на фискальные и протекционистские. Фискальными считают ввоз­ные пошлины, установленные на потребительские товары, кото­рые в данной стране не производят (кофе, вино, апельсины и др.). Они обычно невысокие и входят в стоимость единицы товара.

Размер протекционистских пошлин должен быть таким, чтобы цена импортного товара, включая пошлину, была на уровне или выше цен аналогичного национального товара.

Специфические пошлины взимают с массы, объема, штуки то­вара, цены. Адвалорные пошлины устанавливают в виде процента с цены облагаемого товара. Доход от пошлины с цены находится в сильной зависимости от колебаний конъюнктуры. В периоды эко­номических кризисов пошлины с цены как средство протекцио­низма теряют эффективность в странах, не вступивших в фазу кризиса.

Монополистический протекционизм, являющийся основным принципом торговой политики, выражается в запретах и ограни­чениях, применяемых в массовом масштабе и в самых разнообраз­ных формах. Наиболее распространены следующие виды ограни­чений: контингентирование ввоза, лицензионный ввоз и вывоз, ва­лютное регулирование, государственные экспортные и импортные монополии, косвенные ограничения.

Контингентирование означает ограничение ввоза товаров оп­ределенным количеством или суммой на установленный период времени. Контингентирование, возникшее как средство защиты, превратилось в одно из важных средств наступательного протек­ционизма, более действенное, чем пошлины. Оно стало широко использоваться в качестве орудия давления на другие страны во время торговых переговоров при установлении списка товаров, подлежащих ввозу и вывозу.

Лицензионная система характеризуется тем, что ввоз или вывоз разрешается лишь по получении лицензий. Лицензии выдают правительственные органы отдельным импортерам, монополиям или зарубежным монопольным организациям. Такая система по­зволяет регулировать и контролировать как импорт, так и экспорт.

Торговые договоры и соглашения — одно из самых важных средств борьбы за внешние рынки. Это письменные акты, заклю­ченные между суверенными государствами в лице правитель­ственных органов и регулирующие хозяйственные взаимоотноше­ния физических и юридических лиц, а также правительственных органов договаривающихся сторон.

Торговые договоры общего типа или договоры о торговле, мо­реплавании и поселении, а также соглашения обычно базируются на принципе наибольшего благоприятствования или националь­ного режима.