logo
Шпоры к АПК

27. Механизм управления на макроуровне

Управление по характеру взаимоотношений центральных орга­нов власти с входящими в состав страны субъектами, их управлен­ческими структурами может быть субординационным и координа­ционным.

Субординационное управление базируется на жестком админист­ративном подчинении и характерно для унитарных государств, ка­ким был СССР.

Координационное управление предполагает большую экономи­ческую свободу субъектов.

В процессе экономических реформ, перехода к рынку при воз­растающем стремлении к суверенитету регионов России произо­шёл переход от субординационного управления к координацион­ному. Сегодня субъекты Федерации могут иметь собственную конституцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В то же время центральные органы власти устанав­ливают для них единые гражданство, денежные единицы, тариф­ную, транспортную, энергетическую системы и т. д.

Этот процесс коснулся всех отраслей экономики, в том числе и АПК.

По уровням иерархии управление разделяют на федеральное, ре­гиональное, муниципальное (местные) и частное с соответствующи­ми управленческими органами.

Объекты частного управления — это уровень отдельных предприятии, хозяйств.

По масштабу воздействия на управляемый объект выделяют отраслевое (функциональное) и территориальное управление.

Отраслевое управление предполагает наличие вертикали управления от центра до предприятия. Наиболее эффективно оно peaлизуется через министерства, которые призваны проводить в жизнь единую техническую политику в отрасли и обеспечивать поддержание оптимальных внутриотраслевых и межотраслевых пропорций.

Территориальное управление осуществляется органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, федеральными орга­нами государственной власти на территории субъекта РФ и му­ниципальными органами. Основной задачей территориального управления является разработка региональной политики, раци­ональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие региона. При этом должны быть раз­граничены полномочия федеральных и региональных органов власти.

По сроку исполнения управленческих решений управление может быть оперативным, стратегическим и тактическим. Оперативное управление решает текущие задачи, абстрагируясь от типовых решений. Стратегическое управление определяет цели и задачи на долгосрочную перспективу, базируется на политическом курсе го­сударства, стратегическом плане, концепции развития. Тактичес­кое управление выражается в конкретных действиях по реализации стратегических установок.

Основным методом управления на макроуровне является государ­ственное регулирование, то есть целенаправленное воздействие го­сударства на управляемый объект.

Сегодня в основе государственного регулирования должны быть экономические интересы как государства, так и управляемо­го объекта. В то же время наряду с косвенными методами воздей­ствия (экономическими, социально-психологическими) могут быть использованы и прямые (административные) методы. Напри­мер, государство может устанавливать квоты на производство про­дукции и т. д.

Важнейшими методами государственного управления являются прогнозирование и индикативное планирование.

Прогнозирование — это предвидение, основанное на законо­мерностях общественного развития, действии факторов в прогно­зируемый период и расчетных данных. Прогноз строится с учетом тенденций научно-технического прогресса, возможных результа­тов и условий, при которых они могут быть реализованы. Он осу­ществляется с учетом демографических, экономических, научно-технических, социальных, экономических (отраслевых и регио­нальных) факторов.

Индикативное планирование должно опираться на сильный государственный сектор, способный оживить российскую эко­номику, государственный и частный капитал. Разработку феде­ральных целевых программ осуществляют органы государствен­ного управления РФ, а региональных — органы государственно­го управления субъектами РФ.