Планы предприятия, их виды, классификация и взаимосвязи.
Планирование – центральное звено хозяйственного механизма предприятия; совокупность организационно-экономических мероприятий, определяющих стратегию развития предприятия на перспективу, перспективные (текущие) задания, темпы, пропорции, результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия на различные периоды времени.
П. Направлено на успешную реализацию всех основных функций предприятия, регламентирует его деятельность в следующих областях: производство продукции, техническое развитие, инновационная, инвестиционная политика, социальное развитие коллектива, финансы, природоохранная, внешнеэкономическая деятельность. П. Повышает эффективность производства, обеспечивает увеличение дохода предприятия.
Цель п. – разработка. Обеспечение успешного выполнения плана по производству конкурентно способной продукции, соответствующей спросу на рынке, при условии повышения социально-экономической эффективности производства.
Функции П.: формулировка целей и задач (перспективных, текущих, оперативных); выбор путей достижения целей; выявление необходимых ресурсов; достижение пропорциональности и сбалансированности деятельности всех подразделений предприятия; организация разработки и выполнения плана; контроль и учет результата.
Основа плана – система норм и нормативов, определяющих использование всех видов предприятия.
Существует несколько видов П.
Балансовый метод обеспечивает установление связей и источниками их покрытия, а также между разделами плана, например, увязывает производственную программу с численностью работающих. На предприятии составляются балансы: производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергический, финансовый.
Расчетно-аналитический метод используется при определении показателей плана, их динамики и факторов, обеспечивающих количественный уровень. Включает следующие основные операции: определение базового уровня основных показателей плана и их изменение в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов; расчет индексов изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.
Экономико-математические методы предполагают разработку экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. Эти методы позволяют разработать из них оптимальный с позиции заданного критерия оптимальности. Машинная обработка экономической информации на базе вычислительной техники ускоряет П.
Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.
Сетевые графики – разновидность графо-аналитических методов. С их помощью моделируется создание в пространстве и во времени сложных объектов, таких, например, как капитальное строительство или реконструкция цехов, разработка и освоение новой техники и др.
Программно-целевые методы обеспечивают составление плана в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.
Характерная черта программы – ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы – генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель, стратегическая, тактические цели, программа работ, мероприятия) составляется граф типа «дерево целей» - исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею. Целевые программы на предприятии позволяют обеспечивать конкурентноспособность продукции, повышение эффективности использования ресурсов, управление качеством продукции и др.
Существует два типа П.: технико-экономическое и оперативно-производственное. В зависимости от выбора планового периода технико-экономическое П. Бывает долгосрочным (10-15 лет). Среднесрочным (5 лет) и текущим (годовым).
Долгосрочное П. Основывается на прогнозировании. С его помощью определяются темпы экономического развития предприятия, перспективная потребность в традиционных и новых видах продукции. Прогнозируются сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта, мощность, издержки производства, прибыль. При разработке прогнозов используется специальные методы: экстраполяции, регрессионный, системный анализ, математическое моделирование, экспертные оценки и др.
Долгосрочный план на 10-15 лет носит проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. К ним относятся: темпы изменения производственной мощности, объемов продаж, производственные структуры предприятия, темпы обновления основных фондов, продукции, роста прибыли и др. в основном используются относительные показатели и индексы.
Цели и задачи перспективного долгосрочного П. Конкретизируются в среднесрочном пятилетнем плане. Текущее годовое П. Разрабатывается в разделе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового плана идентичны пятилетнему плану и уточняет его показатели. Виды годового П. Различаются в зависимости от объекта: заводское, цеховое, бригадное.
Оперативно-производственное П. Уточняет задания годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада. Смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех, участок, бригада, рабочее место. Служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия, что в свою очередь позволяет наиболее полно использовать производственный потенциал последнего.
Функции оперативно-производственного П.: а) разработка годовой программы по месяцам планового года; б) разработка календарно-плановых нормативов и составление календарных графиков изготовления и выпуска продукции; в) разработка номенклатурно-календарных планов выпуска узлов и деталей в месячном разрыве по основным цехам; г) организация сменно-суточного П.; д) организация оперативного учета хода производства; е) контроль и регулирование хода производства (диспетчирование).
Виды оперативно-производственного п.: межцеховое, внутрицеховое, диспетчирование
- 1. Этапы и методы разработки управленческих решений.
- 2. Оценка и анализ затрат на обслуживание и управление производством на фирме.
- Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат
- Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат
- 3. Потребительские рынки и покупательское поведение.
- Факторы, определяющие поведение покупателя.
- Социальные факторы
- Референтные группы
- Роли и статусы
- Личностные факторы
- Возраст и этапы жизненного цикла семьи
- Род занятий
- Экономическое положение
- Образ жизни
- Тип личности и представление о себе
- Психологические факторы
- Мотивация
- Теория мотивации по Зигмунду Фрейду.
- Теория мотивации Абраама Маслоу.
- 2. Анализ материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции.
- 3. Методы позиционирования товара.
- 1. Процессные теории трудовой мотивации.
- 2. Структурные сдвиги в составе продукции, методы оценки их влияния на основные показатели фирмы.
- 3. Сегментация рынка.
- 1. Содержательные теории трудовой мотивации.
- 2. Современная банковская система. Банки и их функции.
- 3. Реклама в маркетинге, мероприятия «pr».
- 1. Организационная структура управления и факторы, ее формирующие.
- 2. Современные деньги: их место и роль в экономике. Денежный рынок.
- 3. Формирование спроса, и стимулирование сбыта на разных рынках.
- 1. Сущность антикризисного управления.
- 2. Налоговая система, ее характеристика. Единство и особенности налоговых систем в развитых странах.
- 3. Цели маркетинговых исследований, этапы проведения.
- 1. Централизация и децентрализация управления: достоинства и недостатки
- 2. Фондовая биржа: ее органы, виды биржевых сделок.
- 3. Принципы создания сети распределения (товародвижения), типы каналов распределения; участники каналов распределения
- Проектирование организационных структур управления: методы, этапы, реализация проектов.
- Ценные бумаги: их виды, стоимость, доходность.
- Жизненный цикл товара, особенности управления комплексом маркетинга на различных стадиях жизненного цикла.
- 1. Понятие стратегии. Основные виды стратегий.
- 2. Инфляция, проблемы ее учета в планировании и оценке деятельности предприятий.
- 3. Вербальные и невербальные методы делового общения.
- 1. Методы оценки эффективности инновационных проектов.
- Организация анализа эффективности инновационной деятельности
- 2. Теория издержек производства: понятие, показатели, оценка.
- 3. Источники конкурентных преимуществ.
- Менеджмент и управление. Функции менеджмента
- Заработная плата как цена труда. Методы государственного воздействия на уровень заработной платы.
- Инновационный процесс и его этапы
- Понятие и основные виды организаций.
- Организации могут быть классифицированы по следующим признакам:
- Методы государственного регулирования экономики.
- Организация нормирования труда на фирме: трудовые нормы и нормативы, методы их разработки.
- Основные методы управления.
- Определение доходности (рентабельности) дисконтированных денежных потоков при оценке эффективности капитальных вложений.
- Управление персоналом и его основные задачи.
- Законы организации
- Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- Понятие человеческого капитала
- Методы планирования.
- К основным методам планирования относятся:
- В последнее время особую популярность приобрели такие методы планирования, как:
- Анализ чувствительности может использоваться:
- Показатели финансового состояния предприятия, их расчеты.
- Стратегии диверсификации
- Методы разработки стратегии развития организации.
- 2. Показатели рентабельности: классификация, расчеты.
- Мотивационный механизм и его элементы
- Этапы стратегического управления.
- Прибыль предприятия: понятие, показатели, взаимосвязь.
- Численность и структура персонала организации
- Управленческий контроль как функция менеджмента.
- Ценовая стратегия фирмы, методы ценообразования
- - Метод полных затрат; - метод предельных затрат; - метода прямых затрат; - метод определения цены на базе стандартных издержек производства; - метода целевой нормы прибыли.
- Аттестация персонала. Понятие, содержание, процедура проведения.
- Коммуникационные сети и процессы в организации.
- Показатели себестоимости и их взаимосвязь
- Методы оценки и отбора персонала
- Производственная структура организации и принципы ее построения
- 2. Производственная программа предприятия: понятие, показатели, оценка выполнения.
- 3. Планирование потребности в персонале
- 1. Принципы менеджмента
- 2. Трудоемкость продукции фирмы: виды, показатели, оценка
- 3. Организационная культура, ее элементы и структура
- 1.Жесткая организационная структура управления и ее разновидности.
- 2. Производительность труда на фирме: понятие, показатели, оценка.
- 3. Стиль руководства, факторы, влияющие на его формирование.
- 1. Гибкие организационные структуры управления.
- 2. Тарифная и бестарифная модель оплаты труда
- 3. Требования к личным качествам руководителей, классификация типов менеджеров
- 1. Основы власти руководителя
- 2. Источники финансирования инвестиционной деятельности предприятий.
- 3. Источники привлечения персонала, их достоинства и недостатки
- 1. Система целей организации
- 2. Инвестиции фирмы: виды, структура, общая характеристика.
- 3. Рабочая группа и ее разновидности
- Конкурентные стратегии
- 2. Оборотные средства фирмы: состав, структура, общая характеристика.
- 3. Конфликты: виды и способы преодоления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Анализ эффективности использования основных фондов фирмы.
- 3. Личность и управление
- Школы менеджмента: эволюция и современность.
- Амортизация основных фондов: сущность, показатели, методы начисления.
- 3. Администратор и лидер. Концепции лидерства
- Бизнес-планы: их основное содержание и области использования.
- Оценка основных фондов фирмы: виды, проблемы оценки и пути их решения
- Понятия, показатели и методы оценки качества товара
- Планы предприятия, их виды, классификация и взаимосвязи.
- 2.Анализ прибыли и рентабельности продукции фирмы.
- 3.Сущность и виды маркетинга