logo search
otvety_na_gosy

Планы предприятия, их виды, классификация и взаимосвязи.

  • Планирование – центральное звено хозяйственного механизма предприятия; совокупность организационно-экономических мероприятий, определяющих стратегию развития предприятия на перспективу, перспективные (текущие) задания, темпы, пропорции, результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия на различные периоды времени.

  • П. Направлено на успешную реализацию всех основных функций предприятия, регламентирует его деятельность в следующих областях: производство продукции, техническое развитие, инновационная, инвестиционная политика, социальное развитие коллектива, финансы, природоохранная, внешнеэкономическая деятельность. П. Повышает эффективность производства, обеспечивает увеличение дохода предприятия.

  • Цель п. – разработка. Обеспечение успешного выполнения плана по производству конкурентно способной продукции, соответствующей спросу на рынке, при условии повышения социально-экономической эффективности производства.

  • Функции П.: формулировка целей и задач (перспективных, текущих, оперативных); выбор путей достижения целей; выявление необходимых ресурсов; достижение пропорциональности и сбалансированности деятельности всех подразделений предприятия; организация разработки и выполнения плана; контроль и учет результата.

  • Основа плана – система норм и нормативов, определяющих использование всех видов предприятия.

  • Существует несколько видов П.

  • Балансовый метод обеспечивает установление связей и источниками их покрытия, а также между разделами плана, например, увязывает производственную программу с численностью работающих. На предприятии составляются балансы: производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергический, финансовый.

  • Расчетно-аналитический метод используется при определении показателей плана, их динамики и факторов, обеспечивающих количественный уровень. Включает следующие основные операции: определение базового уровня основных показателей плана и их изменение в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов; расчет индексов изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.

  • Экономико-математические методы предполагают разработку экономических моделей плановых показателей на основе выявления их количественной зависимости от основных факторов. Эти методы позволяют разработать из них оптимальный с позиции заданного критерия оптимальности. Машинная обработка экономической информации на базе вычислительной техники ускоряет П.

  • Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.

  • Сетевые графики – разновидность графо-аналитических методов. С их помощью моделируется создание в пространстве и во времени сложных объектов, таких, например, как капитальное строительство или реконструкция цехов, разработка и освоение новой техники и др.

  • Программно-целевые методы обеспечивают составление плана в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

  • Характерная черта программы – ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержень программы – генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются необходимыми ресурсами. На основе ранжирования целей (генеральная цель, стратегическая, тактические цели, программа работ, мероприятия) составляется граф типа «дерево целей» - исходная база для формирования системы показателей программы и оргструктуры управления ею. Целевые программы на предприятии позволяют обеспечивать конкурентноспособность продукции, повышение эффективности использования ресурсов, управление качеством продукции и др.

  • Существует два типа П.: технико-экономическое и оперативно-производственное. В зависимости от выбора планового периода технико-экономическое П. Бывает долгосрочным (10-15 лет). Среднесрочным (5 лет) и текущим (годовым).

  • Долгосрочное П. Основывается на прогнозировании. С его помощью определяются темпы экономического развития предприятия, перспективная потребность в традиционных и новых видах продукции. Прогнозируются сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта, мощность, издержки производства, прибыль. При разработке прогнозов используется специальные методы: экстраполяции, регрессионный, системный анализ, математическое моделирование, экспертные оценки и др.

  • Долгосрочный план на 10-15 лет носит проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. К ним относятся: темпы изменения производственной мощности, объемов продаж, производственные структуры предприятия, темпы обновления основных фондов, продукции, роста прибыли и др. в основном используются относительные показатели и индексы.

  • Цели и задачи перспективного долгосрочного П. Конкретизируются в среднесрочном пятилетнем плане. Текущее годовое П. Разрабатывается в разделе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового плана идентичны пятилетнему плану и уточняет его показатели. Виды годового П. Различаются в зависимости от объекта: заводское, цеховое, бригадное.

  • Оперативно-производственное П. Уточняет задания годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада. Смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех, участок, бригада, рабочее место. Служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия, что в свою очередь позволяет наиболее полно использовать производственный потенциал последнего.

  • Функции оперативно-производственного П.: а) разработка годовой программы по месяцам планового года; б) разработка календарно-плановых нормативов и составление календарных графиков изготовления и выпуска продукции; в) разработка номенклатурно-календарных планов выпуска узлов и деталей в месячном разрыве по основным цехам; г) организация сменно-суточного П.; д) организация оперативного учета хода производства; е) контроль и регулирование хода производства (диспетчирование).

  • Виды оперативно-производственного п.: межцеховое, внутрицеховое, диспетчирование