logo
otvety_na_gosy

Производственная структура организации и принципы ее построения

Под производственной структурой предприятия понимают состав входящих в него подразделений производственного назначения, их соотношение, формы взаимосвязей и территориальное расположение. В составе предприятия выделяют подразделения основного производства и производственной инфраструктуры. Подразделения основного производства формируются в рамках основного производственного процесса.

Произ­водственная структура должна быть:

• гибкой;

• динамичной;

• постоянно соответствующей меняющимся частным целям предприятия, т.е. должна обеспечивать увеличение произ­водства без нарушения его текущего хода. Производствен­ная структура должна быть мобильной — быстро реагиро­вать на изменение рынка и быть способной к эффективной самоорганизации структурных подразделений по мере из­менения задач.

Применяются три принципа построения производственной структуры предприятий:

а) предметный, б) технологический и в) смешанный.

Предметный принцип построения производственной структуры характеризуется тем, что за каждым цехом закрепляется изготовление одного вида изделия или его части.

При предметном построении цехов создаются благоприятные условия для внедрения поточных методов работы, роста производительности труда, снижения себестоимости, облегчается планирование и учет производства. Но вместе с тем оно требует наличия в каждом цехе полного комплекта технологического оборудования и не всегда обеспечивается его полная загрузка.

При технологическом способе построения производственной структуры за отдельными цехами закрепляется выполнение комплекса однородных операций по изготовлению продукции. В таких цехах объединяется однородное по технологическому назначению оборудование (например подготовительный и раскройный цехи).

При смешанном принципе организации цеха имеются признаки и предметного, и технологического принципов, например организация экспериментального цеха.

Производственная структура не является постоянной и может совершенствоваться при существенном изменении номенклатуры продукции, техники и технологии, форм организации производства, характера специализации цехов. Внедрение рыночных отношений вызвало необходимость создания подразделений сервисного обслуживания, изучающих конъюнктуру рынка, формирующих спрос и стимулирующих сбыт продукции.