logo
otvety_na_gosy

3. Конфликты: виды и способы преодоления

Конфликт- это трудноразрешимое противоречие.

Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой

Внутриличностный конфликт - ролевой конфликт. Внутриличностный конфликт связан обычно с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе, стрессами Например, руководитель получает от вышестоящих начальников взаимоисключающие задания: один заместитель директора магазина требует от заведующего секцией реализовать данный товар, а второй - передать его в другую секцию.

Межличностный конфликт возникает обычно между людьми с разными чертами характера, взглядами и жизненными ценностями.

Конфликт между личностью и группой возникает, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая возможность увеличения объема продаж, большинство считает, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один утверждает, что такая практика приведет к уменьшению прибыли и создаст мнение, что их продукция по качеству ниже, чем продукция конкурентов.

Межгрупповой конфликт это конфликт между подразделениями организации. Например, отдел сбыта, ориентированный на покупателя, требует улучшения качества продукции путем увеличения затрат на производство, а производительный отдел предприятия, заботясь об эффективности, считает невозможным увеличение затрат.

М. Месяон, М. Альберт и Ф. Хелоури выделяют следующие причины:

  1. Распределение ресурсов. Практически в любой организации ресурсы ограничены, поэтому задачей руководства является рациональное распределение материалов и денег между различными подразделениями и группами.

  2. Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует там, где при выполнении своих функций один человек (группа) зависит от другого человека (группы).

  3. Различия в целях. Отдельные специализированные группы начинают во многом самостоятельно формулировать свои цели, которые могут значительно расходиться с целями всей организации.

  4. Различия в представлениях и цепях

  5. Различия в манере поведения и жизненном опыте

  6. Неудовлетворительные коммуникации. Недостаток, искажение, а иногда и избыток информации могут служить причиной, следствием и катализатором конфликта.

Общие принципы управления конфликтами.

Правила управления конфликтами.

При эффективном управлении конфликтом ею последствия могут быть функциональными, т. е. могут играть положительную роль и способствовать достижению целей организации. Функциональные последствия конфликтов для организации заключается в том, что проблема, вызвавшая конфликт, решается таким путем, который устраивает все стороны. В результате все сотрудники чувствуют себя причастными к решению проблемы. Совместно принятое решение охотно выполняется. Однако чаше конфликт вызывает дисфункциональные последствия, которые препятствуют достижению целей организации. К таким последствиям можно отнести неудовлетворенность, плохое состояние духа конфликтующих сторон и, как следствие, рост текучести кадров и снижение производительности; отсутствие стремления к сотрудничеству и сворачивание взаимодействия между оппонентами; напрасная затрата энергии на непродуктивные, конкурентные отношения между конфликтующими сторонами.

Методы управления конфликтами

Существуют две группы методов (способов) управления конфликтными ситуациями - структурные и межличностные,

СТРУКТУРНЫЕ МЕТОДЫ разрешения конфликта включают

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ МЕТОДЫ разрешения конфликтов включают:

____________________________________________________________________________________

Экзаменационный билет № 27

______________________________________________________________