logo search
Шпоры к АПК

76. Требования к профессиональным и личным качествам руководителя

Требования к профессиональной компетенции:

понимание природы управленческого труда и процессов управ­ления;

знание должностных и функциональных обязанностей, спосо­бов достижения целей и повышения эффективности работы орга­низации;

умение использовать современную информационную техноло­гию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;

владение искусством управления людьми;

умение наладить внешние связи;

способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию, знания и умения.

Требования к профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы.

Первую составляют знания и умения выполнять профессио­нальную работу. Они включают:

умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределен­ность;

высокую информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, уровень развития техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т. д.;

Вторая группа требований к профессиональной компетен­ции относится к способности руководителя работать с людьми и владеть собой.

Чтобы работать с людьми, различающимися по статусу и инте­ресам, руководители должны иметь специфические личностные качества,

Это прежде всего: высокое чувство долга и преданность делу ;честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; умение четко выражать свои мысли и убеждать;

В современных исследованиях по определению качеств, необ­ходимых компетентному управляющему, выделяют следующие.

Предпринимательская ориентация — стремление к активной де­ятельности с целью повышения эффективности и быстрейшего достижения целей организации.

Интеллект — способность решать проблемы путем рассуждения

Разносторонность (имеются в виду социально-эмоциональные качества). Хороший управляющий должен быть выдержанным в отношениях с подчиненными

Искусство межличностных отношений —способность устанавливать правильные отношения с подчинен­ными и начальством.

Глобальная ориентация — поскольку предприятия производят продукцию в одной стране, а реализует нередко и в других, рамки мирового хозяйства как бы сужа

Нетрадиционные формы работы — мужчины и женщины стара­ются изменить свое положение в составе рабочей силы. Женщины требуют полного профессионального равенства в производствен­ной деятельности. Мужчины рассчитывают на большую степень личной свободы и меньшую подчиненность требованиям руково­дителей.

Новые реалии времени и места работы — в результате техничес­кого прогресса стало возможным выполнять работу дома, а не в офисе и устранить потери времени

Изменение демографических факторов — в составе рабочей силы все больше представителей национальных меньшинств, которые имеют собственную систему ценностей, стремятся к реализации профессиональных возможностей и получению социальных благ.

Изменение темпов устаревания профессиональных навыков — в современной действительности не бывает так, чтобы работники получали профессиональные навыки в начале своей карьеры и применяли их на протяжении многих лет. эффективно конкурировать на рынке.

Экологический фактор — предприятиям все чаще приходится работать в условиях, когда требуется выполнение нормативов и правил защиты окружающей среды..

Способность понимать ситуацию и происходящие процессы

Специальные навыки и умения — работа с документами, инфор­мацией, умение пользоваться оргтехникой, знание иностранных языков, в первую очередь английского.

Определенное поведение — достаточный уровень культуры