Организация нормирования труда на фирме: трудовые нормы и нормативы, методы их разработки.
Нормирование труда– это вид деятельности по управлению производством, который заключается в установлении необходимых затрат и результатов труда, а также соотношений между численностью работающих и количеством используемых ими средств труда.
Трудовая нормаэто трудовое задание, которое устанавливается работнику соответствующей квалификации, работающим в нормальном ритме и интенсивности, для выполнения определенных операций или работ в определенных технико-организационных условиях.
Трудовая норма включает полезные действия исполнителя, а также регламентированные перерывы, без которых невозможно выполнение работы. Непроизводительный труд и нерегламентированные перерывы не входят в структуру нормы.
Трудовые нормы указываются в Коллективном Договоре, а при изменении организационных условий пересматриваются.
Трудовые нормы устанавливаются для всех категорий персонала и служат фактором организации производства и труда, инструментом планирования и важным элементом для создания эффективной системы оплаты труда.
Нормы применяются при оперативном и перспективном планировании рабочей силы, при определении необходимости в рабочей силе.
Трудовые нормы применяются и при расчете производственной мощности цехов, и организации производства.
Трудовые нормы являются важным элементом оплаты труда. Зарплата рассчитывается прямо пропорционально произведенной продукции. Таким образом, норма заинтересовывает рабочих производить больше.
Функции трудовых норм:
Определяют уровень производительности труда
Служат основой для определения затрат (трудоемкость)
Служат основой для расчета зарплаты (при сдельной оплате труда)
Любая норма должна выполнять следующие условия:
Соблюдать условия эргономической организации рабочих мест (принципы экономии движений, рациональная организация рабочих мест)
Учитывать новые условия, изменения в технологии и методах работы
Быть прогрессивной, то есть спроектированной на более высоком уровне по сравнению с предыдущим периодом, но близкой к уровню высокопроизводительных рабочих
Быть приемлемой, то есть быть выполняемой любым рабочим, соответствующей квалификации
Позволять ее небольшое перевыполнение. Большое перевыполнение нормы это знак того, что новые условия не соответствуют тем, в которых была разработана норма.
Виды трудовых норм зависят от специфики деятельности, возможности измерения рабочего времени и используемой формы оплаты труда.
Виды норм:
Норма времени – время установленное исполнителю (соответствующей квалификации и который работает в нормальном ритме) для производства одной единицы продукции (работы) в определенных технических и организационных условиях; выражается в человеко-часах на единицу продукции. Используется, если задание рабочего меняется сравнительно часто, продолжительность работ большая, деятельность характеризуется большим разнообразием работ.
Норма выработки – количество продукции или установленных работ, которые должны быть выполнены в единицу времени (месяц, смена, час) исполнителем соответствующей квалификации, работающим в нормальном ритме и интенсивности в определенных технических и организационных условиях; выражается в натуральных единицах продукции на единицу времени. Рекомендуется в случаях, когда исполнитель выполняет однородные работы, для которых характерна большая продолжительность. Нормы выработки и норма времени это обратные величины, норма выработки растет, тогда как норма времени снижается.
Нормированное задание – в случае если работы разнообразны и с маленькой продолжительностью выполнения или когда порядок появления работ и удельный вес каждой из них можно проанализировать только при выполнении работы (ремонтные работы), а разработка трудовых норм неэффективна с экономической точки зрения, тогда эта норма выражается в форме нормированного задания. Таким образом, нормированное задание это совокупность рабочих заданий и обязанностей для исполнителя (соответствующей квалификации и работающем в нормальном режиме) для их выполнения в производственном процессе, в котором он участвует, или деятельности, которой он занимается в определенных технических и организационных условиях. Оно устанавливается на основе прямого определения необходимых затрат труда (для работ с известным объемом), или на основе общей трудоемкости этих работ на долгосрочный период (там где объем труда не может быть установлен прямым образом). Практически не применяется.
Норма обслуживания – количество производственных объектов (рабочих мест, единиц оборудования), которое работник соответствующей квалификации должен обслужить в течение единицы рабочего времени.
Норма численности – в случае коллективной организации труда трудовые нормы выражаются в форме количественных рабочих заданий, они должны быть сопровождены и нормой персонала. Эта норма представляет собой численность работников и необходимый уровень квалификации, позволяющим выполнить коллективными исполнителями совокупность рабочих заданий в определенных технических и организационных условиях.
Норма управляемости – определяет количество работников, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.
Трудовой нормативэта обязательное указание или спецификация, установленная уполномоченной организацией с целью облегчения разработки трудовых норм.
Существование нормативов сокращают большое количество работы, которое необходимо для прямых наблюдений, определяя продолжительность движений или составных элементов категорий времени.
Трудовые нормативы классифицируются следующим образом:
Нормативы времени– величины выражающее количество труда необходимое для выполнения элементов рабочего времени или являющиеся основой расчета этого количества труда
Нормативы обслуживания– величина, используемая при разработке нормы обслуживания в зависимости от факторов влияния с указанием элемента к которому относится
Норматив численности персонала– величина, используемая при разработке нормы персонала в зависимости от факторов влияния
Нормативы технологического режима– величины установленные для уточнения рационального использования оборудования, сырья и материалов, используемых в производственном процессе
По области применения: нормативы могут быть местными, министерскими и республиканскими.
Нормативы могут быть представлены в форме таблиц или номограмм. Номограмма это справочник нормативов, в которых они представлены в форме таблиц и содержат нормативы времени, обслуживания и персонала, вид деятельности, характеристики оборудования, значения факторов влияния, единицу измерения, коэффициент корректирования (учитывает факторы, которые могут повлиять на продолжительность выполнения работы).
Для составных элементов нормативов устанавливаются количественные и качественные факторы влияния, которые относятся к предмету труда, средствам труда, способу организации рабочего места и условиям окружающей среды. Они могут иметь точные значения или выражены в интервалах.
Существуют следующие методы разработки трудовых норм:
Аналитический – основывается на прямом наблюдении рабочих процессов во время разработки норм. Состоит в разделении трудового процесса на составные части, его анализ с целью совершенствования методов труда, осуществление прямых измерений деятельности исполнителя и режимов работы. Используется тогда, когда не существует предыдущих данных (нет нормативов)
Нормативный – разработка норм посредством использования нормативов, норма является следствием методов суммирования всех категорий времени установленных нормативами. Используется для нормирования труда для всех видов продукции. Преимущества: большая оперативность, обеспечение хорошей точности, возможность разработки норм для новых продуктов и технологий
Сравнение с типовыми трудовыми нормами – сравнительный анализ продолжительности операции или работы с похожей операцией и работой, для которых разработаны типовые трудовые нормы. Типовая трудовая норма это норма установленная для определенной группы похожих предметов труда, которые производятся по типовой технологии и отличаются между ними по размеру иди другим техническим параметрам.
_____________________________________________________________
Экзаменационный билет № 13
_____________________________________________________________
- 1. Этапы и методы разработки управленческих решений.
- 2. Оценка и анализ затрат на обслуживание и управление производством на фирме.
- Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат
- Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат
- 3. Потребительские рынки и покупательское поведение.
- Факторы, определяющие поведение покупателя.
- Социальные факторы
- Референтные группы
- Роли и статусы
- Личностные факторы
- Возраст и этапы жизненного цикла семьи
- Род занятий
- Экономическое положение
- Образ жизни
- Тип личности и представление о себе
- Психологические факторы
- Мотивация
- Теория мотивации по Зигмунду Фрейду.
- Теория мотивации Абраама Маслоу.
- 2. Анализ материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции.
- 3. Методы позиционирования товара.
- 1. Процессные теории трудовой мотивации.
- 2. Структурные сдвиги в составе продукции, методы оценки их влияния на основные показатели фирмы.
- 3. Сегментация рынка.
- 1. Содержательные теории трудовой мотивации.
- 2. Современная банковская система. Банки и их функции.
- 3. Реклама в маркетинге, мероприятия «pr».
- 1. Организационная структура управления и факторы, ее формирующие.
- 2. Современные деньги: их место и роль в экономике. Денежный рынок.
- 3. Формирование спроса, и стимулирование сбыта на разных рынках.
- 1. Сущность антикризисного управления.
- 2. Налоговая система, ее характеристика. Единство и особенности налоговых систем в развитых странах.
- 3. Цели маркетинговых исследований, этапы проведения.
- 1. Централизация и децентрализация управления: достоинства и недостатки
- 2. Фондовая биржа: ее органы, виды биржевых сделок.
- 3. Принципы создания сети распределения (товародвижения), типы каналов распределения; участники каналов распределения
- Проектирование организационных структур управления: методы, этапы, реализация проектов.
- Ценные бумаги: их виды, стоимость, доходность.
- Жизненный цикл товара, особенности управления комплексом маркетинга на различных стадиях жизненного цикла.
- 1. Понятие стратегии. Основные виды стратегий.
- 2. Инфляция, проблемы ее учета в планировании и оценке деятельности предприятий.
- 3. Вербальные и невербальные методы делового общения.
- 1. Методы оценки эффективности инновационных проектов.
- Организация анализа эффективности инновационной деятельности
- 2. Теория издержек производства: понятие, показатели, оценка.
- 3. Источники конкурентных преимуществ.
- Менеджмент и управление. Функции менеджмента
- Заработная плата как цена труда. Методы государственного воздействия на уровень заработной платы.
- Инновационный процесс и его этапы
- Понятие и основные виды организаций.
- Организации могут быть классифицированы по следующим признакам:
- Методы государственного регулирования экономики.
- Организация нормирования труда на фирме: трудовые нормы и нормативы, методы их разработки.
- Основные методы управления.
- Определение доходности (рентабельности) дисконтированных денежных потоков при оценке эффективности капитальных вложений.
- Управление персоналом и его основные задачи.
- Законы организации
- Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- Понятие человеческого капитала
- Методы планирования.
- К основным методам планирования относятся:
- В последнее время особую популярность приобрели такие методы планирования, как:
- Анализ чувствительности может использоваться:
- Показатели финансового состояния предприятия, их расчеты.
- Стратегии диверсификации
- Методы разработки стратегии развития организации.
- 2. Показатели рентабельности: классификация, расчеты.
- Мотивационный механизм и его элементы
- Этапы стратегического управления.
- Прибыль предприятия: понятие, показатели, взаимосвязь.
- Численность и структура персонала организации
- Управленческий контроль как функция менеджмента.
- Ценовая стратегия фирмы, методы ценообразования
- - Метод полных затрат; - метод предельных затрат; - метода прямых затрат; - метод определения цены на базе стандартных издержек производства; - метода целевой нормы прибыли.
- Аттестация персонала. Понятие, содержание, процедура проведения.
- Коммуникационные сети и процессы в организации.
- Показатели себестоимости и их взаимосвязь
- Методы оценки и отбора персонала
- Производственная структура организации и принципы ее построения
- 2. Производственная программа предприятия: понятие, показатели, оценка выполнения.
- 3. Планирование потребности в персонале
- 1. Принципы менеджмента
- 2. Трудоемкость продукции фирмы: виды, показатели, оценка
- 3. Организационная культура, ее элементы и структура
- 1.Жесткая организационная структура управления и ее разновидности.
- 2. Производительность труда на фирме: понятие, показатели, оценка.
- 3. Стиль руководства, факторы, влияющие на его формирование.
- 1. Гибкие организационные структуры управления.
- 2. Тарифная и бестарифная модель оплаты труда
- 3. Требования к личным качествам руководителей, классификация типов менеджеров
- 1. Основы власти руководителя
- 2. Источники финансирования инвестиционной деятельности предприятий.
- 3. Источники привлечения персонала, их достоинства и недостатки
- 1. Система целей организации
- 2. Инвестиции фирмы: виды, структура, общая характеристика.
- 3. Рабочая группа и ее разновидности
- Конкурентные стратегии
- 2. Оборотные средства фирмы: состав, структура, общая характеристика.
- 3. Конфликты: виды и способы преодоления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Анализ эффективности использования основных фондов фирмы.
- 3. Личность и управление
- Школы менеджмента: эволюция и современность.
- Амортизация основных фондов: сущность, показатели, методы начисления.
- 3. Администратор и лидер. Концепции лидерства
- Бизнес-планы: их основное содержание и области использования.
- Оценка основных фондов фирмы: виды, проблемы оценки и пути их решения
- Понятия, показатели и методы оценки качества товара
- Планы предприятия, их виды, классификация и взаимосвязи.
- 2.Анализ прибыли и рентабельности продукции фирмы.
- 3.Сущность и виды маркетинга