82. Сущность целей, классификация целей организации. Построение «дерева целей» организации.
Цель – это реальный или абстрактный объект осознанного стремления человека, конечный результат процесса и промежуточный на этапе процесса.
Целеполагание – практическое осмысление человеком своей деятельности с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее рациональными средствами.
Организационная цель – это состояние организации, отдельных её подсистем и элементов внешней среды с конкретными и количественными характеристиками, достижение которого является желательным для системы управления всех других работников организации.
По степени важности цели классифицируются на стратегические и тактические. Стратегические цели ориентированы на перспективные и масштабные проблемы, образуют основу стратегии. Тактические цели являются промежуточными по отношению к стратегическим.
По периоду времени, необходимому для их реализации, цели разделяют на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.
По содержанию цели - технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные.
Относительно формы выражения говорят о целях, характеризуемых количественными показателями и описываемых качественно.
По уровню цели делятся на общие и специфические. Общие отражают концепцию развития организации в целом и по важнейшим комплексным направлениям деятельности. Специфические – устанавливаются для реализации нестандартных проблем на основе нестандартных методов.
Соотношение миссии, целей и задач в теории и практике управления организации известно под названием «дерево целей».
Правила построения «дерева целей».
Главная цель должна характеризовать нацеленность деятельности.
Формулировка целей разных уровней должна отражать желаемые результаты в соответствии с имеющимися ресурсами.
Цели последующего уровня явл задачами для реализации целей вышестоящего уровня
Фундамент «дерева целей» должны составлять задачи, представляющие собой детализированное изложение работ и процедур.
Любая цель орг-ции не может быть значимее, более затратной, чем ее миссия.
Требования, предъявляемые к целям:
конкретность (желательно количественными)
реальность (формулируются людьми с опытом)
гибкость (способными к трансформации и корректировке)
проверяемость (для оценки степени достижения)
совместимость (соответствие миссии, тактические – стратегическим, оперативные – тактическим)
ориентация на качественные изменения (на развитие)
обеспеченность ресурсами
мобильность (возможность изменения, уточнения и корректировки).
- 1. Необходимость грэ, задачи. Эволюция роли и места гос-ва в эк-кой сфере.
- 2. Формы и методы государственного регулирования экономики.
- 3. Государственное рег в условиях белорусской модели развития: сущность, характерные черты и этапы формирования.
- 4. Субъект и объект государственного регулирования, прямые и обратные связи в системе государственного регулирования экономики.
- 5. Государственный сектор экономики в системе государственного регулирования: понятие, роль и значение, характеристика.
- 6. Программирование как форма государственного регулирования экономики. Понятие и виды программ, их характеристика и направления применения.
- 7. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики, виды прогнозов, их классификация и характеристика важнейших групп.
- 8. Система программных и прогнозных документов используемых в грэ рб. Назначение и содержание важнейших документов.
- 9. Виды и методы государственного прогнозирования и планирования.
- 3. Балансовый
- 4. Нормативный предполагает разработку каких-то норм, по которым будет ити работа.
- 5. Программно-целевой
- 10. Финансовая система, ее роль в государственном регулировании экономики, основные направления развития.
- 11. Бюджетное регулирование. Бюджетная система страны, её важн ф и р.
- 12. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика рб.
- 13. Налоги в сгрэ. Нал система и ее основные ф. Налоговая политика рб.
- 14. Ценовая политика рб на современном этапе.
- 15. Основные типы и особенности инфл в рб. Управление инф процессами.
- 16. Антимонопольная политика и меры по демонополизации экономики рб.
- 17. Организационная структура гос. Регулирования экономики рб.
- 18. Государственное регулирование основных макроэкономических пропорций: воспроизводственной, отраслевой, тех-кой, институциональной структуры.
- 19. Государственное регулирование экономического роста страны. Факторы экономического роста и система показателей, хар-щих экономический рост.
- 20. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты рб.
- 21. Организация и содержание гос. Регулир. Научной и инновац. Деятельности в рб. Государственная программа инновационного развития рб.
- 22. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь. Источники инвестиций и направления их использования.
- 23. Государственная инвестиционная политика рб и механизм ее реализации.
- 24. Содержание гос рег развития предпринимательства и малого бизнеса рб, его правовая и эк-кая основа. Фин поддержка развития малого предприним.
- 25. Промышленность как объект гос рег: особенности и характеристика.
- 26. Государственная промышленная политика рб и механизм ее реализации.
- 27. Агропромышленный комплекс рб как объект государственного регулирования: особенности, состав, характеристика.
- 28. Аграрная политика рб на современном этапе и механизм ее реализации.
- 29. Государственное регулирование строительного комплекса рб.
- 30. Государственное регулирование развития транспорта рб.
- 31. Социальная сфера жизни общества как объект государственного регулирования. Социальная направленность модели развития рб.
- 32. Основные направления социальной политики рб на современном этапе.
- 33. Трудовой потенциал и рынок труда как объекты государственного регулирования: понятие, особенности, характеристика.
- 34. Государственное регулирование безработицы и занятости населения.
- 35. Государственное рег уровня, качества жизни и доходов населения.
- 36 Государственная поддержка и защита социально уязвимых слоев насел.
- 37. Государственное регулирование отраслей социально-культ комплекса.
- 38. Государственное регулирование социально-потреб комплекса.
- 39. Организация как субъект хозяйствования: цели, функции, виды. Организационно-правовые формы организаций.
- 40. Современные формы объединений коммерческих организаций: цели создания, виды, характерные особенности.
- 41. Основные средства организации: понятие, состав и структура. Методы оценки основных средств. Износ и амортизация основных средств.
- 42. Лизинг как форма обновления основных средств: понятие, виды, эффективность, механизм реализации.
- 43. Понятие, состав и источники формирования оборотных средств. Определение потребности в оборотных средствах организации.
- 44. Материальные ресурсы организации: понятие, состав, методы оценки и показатели эффективности использования.
- 45. Сущность и классификация персонала коммерческой организации. Расчет численности работников организации.
- 46. Производительность труда и ее значение в экономике организации. Факторы и резервы роста производительности труда.
- 47. Экономическое развитие орг-ции: сущность, факторы, показатели оценки.
- 48. Понятие, показатели и измерители производственной программы. Планирование производственной программы.
- 49. Производственная мощность: понятие и виды, методика расчета.
- 50. Сущность, показатели оценки качества и конкурентоспособности пр-ции.
- 51. Сущность, виды и ф зарплаты. Принципы организации оплаты труда.
- 52. Современные формы и системы оплаты труда. Тарифная система: сущность, элементы, область применения.
- 53. Понятие, виды издержек производства и себестоимости продукции.
- 54. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг). Методы калькулирования себестоимости продукции.
- 55. Сущность, виды дохода и прибыли орг-ции. Механизм распред прибыли.
- 56. Показатели рентабельности и методика ее расчета. Пути повышения прибыли и рентабельности.
- 57. Содержание и особенности инновационной деятельности организации. Результаты инновационной деятельности и их классификация.
- 58. Сущность и виды инвестиций. Особенности инвест деятельности орг-ции.
- 59. Оценка коммерческой эффективности инвестиционных проектов.
- 60. Планирование деятельности организации в рыночной экономике: цели, задачи, функции, принципы, методы обоснования плановых решений.
- 61. Система планов предприятия. Виды планов. Стратегическое и тактическое планирование: назначение, цели, основные этапы.
- 62. Бизнес-план: понятие, функции, виды, требования к разработке. Состав и содержание нормативно-правовой базы бизнес-планирования в рб.
- 63. Стратегия маркетинга и планирование объема продаж.
- 64. Содержание основных разделов бизнес-плана развития ком организации.
- 65. Финансовое планирование в организации: назначение, виды. Баланс доходов и расходов, бюджет организации.
- 66. Риски в производственно-хоз деятельности орг-ции и пути их снижения.
- 67. Анализ состава, динамики и состояния основных средств организации. Анализ эффективности использования основных средств.
- 68. Анализ объема, состава и структуры оборотных средств организации. Анализ оборачиваемости оборотных средств.
- 69. Анализ состава, обеспеченности и движения персонала организации. Анализ показателей производительности труда.
- 70. Анализ состава и структуры затрат на пр-во продукции. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции. Определение резервов снижения себест продукции.
- 71. Анализ финансовых результатов деятельности организации.
- 72. Оценка финансового состояния организации.
- 73. Диагностика вероятности банкротства организации. Пути финансового оздоровления организации.
- 2. Изменения в организационной и правовой формы.
- 3. Структура и системы управления.
- 74. Организация как социально-эк-кая система, ее основные признаки.
- 75. Организационно-правовые формы организаций в Республике Беларусь.
- 76. Содержание и основные хар-ки внутренней и внешней среды организации.
- 77. Сущность и методика провед swot-анализа внеш и внутр среды ор-ции.
- 78. Структура системы управления организацией.
- 79. Структура механизма управления организацией. Основные этапы процесса управления в организации
- 80. Подсистема управления персоналом организации.
- 81. Миссия организации: сущность и содержание. Факторы, влияющие на формирование миссии организации.
- 82. Сущность целей, классификация целей организации. Построение «дерева целей» организации.
- 83. Понятие прогнозирования, его место в системе управл. Методы прогноз.
- 84. Планирование как функция упр орг-ей. Цели, этапы и методы планир.
- 85. Мотивация в системе функций управления. Система мотивации персонала. Соотношение материальных и моральных мотивов трудовой деятельности.
- 86. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Адм, эконом, социально–эк и социально–психологическая мотивация работников организации.
- 87. Понятие и классификация методов управления.
- 88. Понятие организационной структуры управления и ее основные элементы. Виды организационных структур.
- 89. Проектирование и развитие орг структур. Принципы построения орг стр.
- 90. Понятие коммуникаций и инф-ных потоков в орг-ции. Инф фильтры.
- 91. Сущность и основные элементы коммуникационного процесса. Открытые и закрытые коммуникационные сети.
- 92. Понятие организационной культуры. Корпоративная культура и эффективность организации. Виды организационных культур.
- 93. Особенности персонала как ресурса орг и оценка его трудового потенц.
- 94. Определение потребности в персонале, планирование набора, высвобождение и использования персонала.
- 95. Содержание, факторы и направления маркетинга персонала в организ.
- 96. Сущность, источники, методы и принципы набора трудовых ресурсов.
- 97. Сущность, содержание, виды и основные этапы адаптации персонала.
- 98. Содержание работы по развитию персонала. Сущность подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки.
- 99. Содержание, показатели и методы оценки деятельности персонала.
- 100. Сущность и параметры команды, командных процессов и их этапов.
- 101. Время как фактор управления и производства. Организация труда на рабочем месте руководителя.
- 102. Организационные конфликты и стрессы: понятие, последствия, виды.
- 103. Управление конфликтами в организации. Стили поведения и методы разрешения конфликтов.
- 104. Понятие стратегии, сущность и характеристика базовых (эталонных) стратегий роста и сокращения организации.
- 105. Понятие конкуренции, конкурентоспособности и конкурентных преимуществ. Анализ и формирование конкурентных преимуществ организации.
- 106. Сущность, содержание бизнес-процессов в организации. Инжиниринг и реинжиниринг. Этапы и критерии эффективности реинжиниринга.
- 107. Сущность, структура и основные этапы формирования имиджа организ.
- 108. Содержание и особенности управленческого труда. Оценка эффективности управленческого труда.