1. Гибкие организационные структуры управления.
Противоположностью жестких (бюрократических) структур управления являются гибкие или адаптивные структуры, которые могут легко видоизменяться и приспосабливаться к новым условиям деятельности, целям, задачам, а также они способствуют выдвижению новых идей и развитию коллективного творчества.
Выделяют несколько разновидностей адаптивных структур: проектные, матричные, программно-целевые, фрагментарные, адхократические и процессные.
Проектная структура управления.
Суть: временная организация, создаваемая для решения комплексной задачи (разработка проекта и его реализация).
Особенность: временное образование, осуществляющее проведение экспериментов, освоение нового вида продукции, технологии, методов управления, что связано с риском неудачи финансовых потерь. После завершения работ проектная организация ликвидируется.
Достоинства: высокая специализированность, целевая ориентация, четкость, мобильность, позволяющие достичь высокого качества выполнения работы.
Недостатки: ресурсы в течении всего срока реализации проекта связаны в нем, и даже в случае крайней необходимости ими нельзя воспользоваться, а по завершению работ и высвобождении они не всегда могут найти дальнейшее применение.
Матричные структуры управления.
Суть:в рамках существующей линейно-функциональной структуры решается важная для организации конкретная целевая программа.
Особенность:двойное подчинение, а именно - непосредственно начальнику отдела и руководителю проекта; создаются в рамках существующих подразделений временных рабочих групп, предназначенных для решения задач.
Достоинства:гибкость и адаптивность, высокая оперативность реализации новых проектов, освобождение высшего руководства от решения оперативных вопросов, реализация творческого потенциала участников проекта.
Недостатки:двойное подчинение приводит к конфликтам и неразберихе, обостряется борьба за власть.
Область распространения:целесообразны при освоении новых видов проектов, продуктов.
Для многопрофильных организаций, особенно относящихся к инновационной сфере, используется принцип структурирования по крупным стратегическим целям. В этом случае формируется программно-целевая структура управления.
В программно-целевую структуру (ПЦС) объединяются отдельные виды деятельности из числа существующих подразделений, подчиненные на определенный период решению задач, поставленных комплексной целевой программой. ПЦС является разновидностью проектной (целевая ориентация и временный характер) и матричной (отсутствие предназначенных для ее реализации специальных дополнительных подразделений) структур управления.
Фрагментарная структура управленияобъединяет различные самостоятельные целевые группы, «вкрапленные» в существующие структуры управления – так называемые команды (комитеты, комиссии, бригады и т.д.), которые состоят из специалистов, занимающихся в основном теоретическими решениями отдельных технических, производственных, управленческих и иных проблем. Таких команд в рамках организационной структуры управления может быть несколько десятков.
Процессные или процессно-ориентированные структуры управления имеют существенное отличие от традиционных организационных структур управления, поскольку они ориентируются не на функциональную специализацию, а на бизнес-процессы происходящие в организации. Бизнес-процесс – это последовательность выполнения функций (работ, операций), направленных на создания результата. Выделяют основные и обеспечивающие бизнес-процессы.
Основные бизнес процессынаправлены на создания добавленной стоимости (нового качества) и происходят в рамках взаимодействия как с потребителями, так и с поставщиками (приобретение сырья – производство продукта – реализация потребителю).
Обеспечивающие бизнес-процессы– это процессы управления, создание инфраструктуры управления и бизнеса (информационное обеспечение, система качества и т.д.) и процессы разработки новых видов продуктов и услуг.
Каждый бизнес-процесс обладает совокупностью следующих элементов:
показатель эффективности– величина, используемая для количественной оценки результатов процесса. Обычно выражается в единицах стоимости, времени или качества;
выход– результат выполнения процесса, предоставляемый «получателю» процесса (вне или внутри организации;
процесс- действия, работы или процедуры, которые необходимо предпринять для превращения входа в выход;
вход- информация, данные, материалы, используемые процессом для формирования выхода;
владелец процесса- организационная единица, которая отвечает за результаты выполнения процесса.
Адхократические структуры управленияоснованы на неформальных связях и создаются для решения инновационных или сложных многоаспектных проблем, требующих творческого подхода. Ее участники выполняют функции экспертов и часто неформально объединяются для совместной работы. Нет особых регламентных правил деятельности, вознаграждение осуществляется по конечному результату в соответствии с личным вкладом, квалификацией и знаниями.
К специфическим видам организационных структур управленияследует отнести аутсорсинговые структуры управления.
Аутсорсинговые структуры управлениявозникают тогда, когда организация передает отдельные вспомогательные функции управления внешней организации. В отечественной практике такие структуры иногда называют «усеченными».
Ежегодный оборот на мировом рынке услуг «внешнего управления» возрастает на 16,5%. К наиболее типичным услугам «внешнего управления» относятся:
финансовые (ведение бухгалтерского учета и формирование финансовой отчетности; казначейские операции; подготовка нормативной отчетности);
корпоративные(управление недвижимостью, поддержка маркетинговой деятельности; юридические услуги и т.д.);
обслуживание внешних и внутренних клиентов (информационные технологии).
Организационные структуры управлениявместе с организациями находятся в по постоянном развитии. На смену устаревшим структурам управления приходят новые, отвечающие современным требованиям. Современные структуры управления должны способствовать:
успешной реализации стратегии организации;
минимизации затрат на единицу конечного продукта;
увеличению маневренности (например, при необходимости менять ассортимент);
повышению гибкости;
поддержание собственной динамичности, способности изменять свои формы.
- 1. Этапы и методы разработки управленческих решений.
- 2. Оценка и анализ затрат на обслуживание и управление производством на фирме.
- Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат
- Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат
- 3. Потребительские рынки и покупательское поведение.
- Факторы, определяющие поведение покупателя.
- Социальные факторы
- Референтные группы
- Роли и статусы
- Личностные факторы
- Возраст и этапы жизненного цикла семьи
- Род занятий
- Экономическое положение
- Образ жизни
- Тип личности и представление о себе
- Психологические факторы
- Мотивация
- Теория мотивации по Зигмунду Фрейду.
- Теория мотивации Абраама Маслоу.
- 2. Анализ материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции.
- 3. Методы позиционирования товара.
- 1. Процессные теории трудовой мотивации.
- 2. Структурные сдвиги в составе продукции, методы оценки их влияния на основные показатели фирмы.
- 3. Сегментация рынка.
- 1. Содержательные теории трудовой мотивации.
- 2. Современная банковская система. Банки и их функции.
- 3. Реклама в маркетинге, мероприятия «pr».
- 1. Организационная структура управления и факторы, ее формирующие.
- 2. Современные деньги: их место и роль в экономике. Денежный рынок.
- 3. Формирование спроса, и стимулирование сбыта на разных рынках.
- 1. Сущность антикризисного управления.
- 2. Налоговая система, ее характеристика. Единство и особенности налоговых систем в развитых странах.
- 3. Цели маркетинговых исследований, этапы проведения.
- 1. Централизация и децентрализация управления: достоинства и недостатки
- 2. Фондовая биржа: ее органы, виды биржевых сделок.
- 3. Принципы создания сети распределения (товародвижения), типы каналов распределения; участники каналов распределения
- Проектирование организационных структур управления: методы, этапы, реализация проектов.
- Ценные бумаги: их виды, стоимость, доходность.
- Жизненный цикл товара, особенности управления комплексом маркетинга на различных стадиях жизненного цикла.
- 1. Понятие стратегии. Основные виды стратегий.
- 2. Инфляция, проблемы ее учета в планировании и оценке деятельности предприятий.
- 3. Вербальные и невербальные методы делового общения.
- 1. Методы оценки эффективности инновационных проектов.
- Организация анализа эффективности инновационной деятельности
- 2. Теория издержек производства: понятие, показатели, оценка.
- 3. Источники конкурентных преимуществ.
- Менеджмент и управление. Функции менеджмента
- Заработная плата как цена труда. Методы государственного воздействия на уровень заработной платы.
- Инновационный процесс и его этапы
- Понятие и основные виды организаций.
- Организации могут быть классифицированы по следующим признакам:
- Методы государственного регулирования экономики.
- Организация нормирования труда на фирме: трудовые нормы и нормативы, методы их разработки.
- Основные методы управления.
- Определение доходности (рентабельности) дисконтированных денежных потоков при оценке эффективности капитальных вложений.
- Управление персоналом и его основные задачи.
- Законы организации
- Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- Понятие человеческого капитала
- Методы планирования.
- К основным методам планирования относятся:
- В последнее время особую популярность приобрели такие методы планирования, как:
- Анализ чувствительности может использоваться:
- Показатели финансового состояния предприятия, их расчеты.
- Стратегии диверсификации
- Методы разработки стратегии развития организации.
- 2. Показатели рентабельности: классификация, расчеты.
- Мотивационный механизм и его элементы
- Этапы стратегического управления.
- Прибыль предприятия: понятие, показатели, взаимосвязь.
- Численность и структура персонала организации
- Управленческий контроль как функция менеджмента.
- Ценовая стратегия фирмы, методы ценообразования
- - Метод полных затрат; - метод предельных затрат; - метода прямых затрат; - метод определения цены на базе стандартных издержек производства; - метода целевой нормы прибыли.
- Аттестация персонала. Понятие, содержание, процедура проведения.
- Коммуникационные сети и процессы в организации.
- Показатели себестоимости и их взаимосвязь
- Методы оценки и отбора персонала
- Производственная структура организации и принципы ее построения
- 2. Производственная программа предприятия: понятие, показатели, оценка выполнения.
- 3. Планирование потребности в персонале
- 1. Принципы менеджмента
- 2. Трудоемкость продукции фирмы: виды, показатели, оценка
- 3. Организационная культура, ее элементы и структура
- 1.Жесткая организационная структура управления и ее разновидности.
- 2. Производительность труда на фирме: понятие, показатели, оценка.
- 3. Стиль руководства, факторы, влияющие на его формирование.
- 1. Гибкие организационные структуры управления.
- 2. Тарифная и бестарифная модель оплаты труда
- 3. Требования к личным качествам руководителей, классификация типов менеджеров
- 1. Основы власти руководителя
- 2. Источники финансирования инвестиционной деятельности предприятий.
- 3. Источники привлечения персонала, их достоинства и недостатки
- 1. Система целей организации
- 2. Инвестиции фирмы: виды, структура, общая характеристика.
- 3. Рабочая группа и ее разновидности
- Конкурентные стратегии
- 2. Оборотные средства фирмы: состав, структура, общая характеристика.
- 3. Конфликты: виды и способы преодоления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Анализ эффективности использования основных фондов фирмы.
- 3. Личность и управление
- Школы менеджмента: эволюция и современность.
- Амортизация основных фондов: сущность, показатели, методы начисления.
- 3. Администратор и лидер. Концепции лидерства
- Бизнес-планы: их основное содержание и области использования.
- Оценка основных фондов фирмы: виды, проблемы оценки и пути их решения
- Понятия, показатели и методы оценки качества товара
- Планы предприятия, их виды, классификация и взаимосвязи.
- 2.Анализ прибыли и рентабельности продукции фирмы.
- 3.Сущность и виды маркетинга