18. Федеральный уровень государственного управления
Федеральный уровень представлен несколькими структурами, участвующими в формировании и осуществлении экономической и социальной политики в отрасли. Основными из них являются Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, федеральные Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство имущественных отношений, Комиссия Правительства РФ по вопросам АПК.
Федеральный уровень определяет перспективы развития АПК, создает законодательную базу, основными элементами которой являются отношения государство — субъект хозяйствования, орган местного самоуправления — субъект хозяйствования, государство — собственник имущества, субъект хозяйствования — наемный работник. В совокупности эти отношения формируют условия хозяйствования, то есть «правила игры», в рамках которых должна осуществляться деятельность субъектов хозяйствования отрасли.
С точки зрения проявления законодательной инициативы на федеральном уровне нет четкого разграничения функций и полномочий между перечисленными органами. По остальным же направлениям деятельности функции и полномочия этих органов определены достаточно четко и имеют существенные различия.
По содержанию функции федеральных органов управления АПК подразделяются на нормативно-правовые, контрольно-надзорные, учетно-статистические, аналитические, планово-прогнозные, информационно-консультационные, материально-финансовые, кадровые, научно-технические, технологические и др.
Основную массу функций по управлению АПК на федеральном уровне выполняет МСХ РФ. Структурно министерство разделено на 28 департаментов и управлений. Штатная численность министерства — около 1000 человек.
Возглавляет МСХ РФ министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Департаменты и управления МСХ РФ сгруппированы в 9 блоков, 8 из которых курируют заместители министра сельского хозяйства РФ. Один блок, состоящий из трех подразделений (Департамента административной работы, Департамента правового обеспечения и Контрольно-ревизионного управления), непосредственно подчинен министру сельского хозяйства РФ.
В последние годы полномочия МСХ РФ существенно сужены за счет их перераспределения между Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством имущественных отношений РФ и Федеративной службой земельного кадастра России. В частности, многие государственные предприятия, относящиеся к системе АПК, перешли в ведение Министерства имущественных отношений. В распределении, в том числе на конкурсной основе, и контроле целевого использования централизованных ресурсов для АПК (финансовых, кредитных, материальных) ключевую роль играет Министерство экономического развития и торговли РФ. Полномочия МСХ РФ в этих вопросах сведены к праву участия.
Для осуществления своих функций МСХ РФ имеет право:
запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и организаций информацию, необходимую министерству;
принимать в установленном порядке решения о создании, реорганизации и ликвидации, находящихся в ведении министерства государственных учреждений;
утверждать положения (уставы) федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, заключать, изменять и расторгать контракты с их руководителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
создавать, реорганизовывать, ликвидировать в установленном порядке в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований территориальные органы министерства;
предлагать в установленном порядке кандидатуры представителей государства в органы управления хозяйствующих субъектов АПК, акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности;
разрабатывать и выносить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов. Издавать нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к сфере ведения министерства, с последующей их государственной регистрацией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также методические и инструктивно-технические документы.
Эффективность работы органа управления во многом зависит от соответствия его функций полномочиям. По поводу полномочий МСХ РФ мнения специалистов неоднозначны. Можно лишь констатировать, что процесс уточнения функций и полномочий МСХ РФ идет активно.
- Сущность управления в апк
- 2. Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
- 3. Законы и закономерности управления производством
- 4. Принципы управления производством
- 5. Сущность системы управления
- 6. Формирование систем управления предприятиями
- 14. Основные типы структур управления
- 15. Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
- 7. Функционирование систем управления
- 8. Понятие и значение функций управления
- 9. Общие (основные) функции управления
- 10. Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
- 11. Регламентация функций управления
- 12. Понятие структуры управления
- 13. Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
- 33. Личность и коллектив
- 34. Методы делового общения
- 35. Стили управления
- 36. Конфликты в колл-ве и пути их преодоления
- 37. Понятие и классификация информации
- 38. Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
- 39. Понятие и нормативная база делопроизводства
- 40. Системы управленческой документации
- 41. Организация документооборота на предприятии
- 42. Совершенствование информационного и документационного обеспечения управления на предприятиях апк
- 43. Сущность и классификация управленческих решений
- 44. Процесс принятия управленческих решений
- 46. Методы принятия решений
- 47. Сущность и принципы управления маркетингом
- 49. Механизм управления маркетингом в апк
- 50. Сущность и функции управления качеством
- 51. Методы управления качеством
- 16. Становление и развитие науки управления
- 17. Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
- 18. Федеральный уровень государственного управления
- 19. Региональный уровень государственного управления
- 20. Районный уровень государственного управления
- 21. Основы управления различными организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
- 22. Управление в государственных унитарных предприятиях
- 23. Управление в хозяйственных товариществах
- 24. Управление в хозяйственных обществах
- 25. Управление в производственных кооперативах
- 26. Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
- 27. Механизм управления на макроуровне
- 28. Организационные методы
- 29. Формы оперативно-распорядительного воздействия
- 30. Экономические методы управления
- 31. Сущность социально-психологических методов управления
- 32. Типология личности
- 45. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
- 48. Функции управления маркетингом
- 52. Понятие инновационной деятельности.
- 53. Возникновение и разработка нововведений.
- 54. Стратегии реализации нововведений.
- 55. Особенности нововведений в апк.
- 56. Сущность управления финансами.
- 57. Органы управления финансами, их функции.
- 58. Финансовый механизм.
- 59. Финансовая политика.
- 60. Значение и основные элементы инфраструктуры апк.
- 61. Управление производственной инфраструктурой с/х.
- 62. Управление инфраструктурой в с/х организациях.
- 63. Совершенствование управления инфраструктурой.
- 64. Роль нтп в развитии апк
- 65. Управление нтп в апк рф
- 66. Управление освоением достижений науки и техники.
- 67. Экономическая оценка эффективности управления нтп в апк.
- 68. Управление природопользованием.
- 69 Методы управления охраной окружающей среды.
- 70. Основы управления внешнеэкономической деятельностью.
- 71. Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью.
- 72. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью.
- 73. Экономические методы управления внешнеэкономическими связями.
- 74. Государственное регулирование внешнеэкономических связей.
- 75. Функции работников аппарата управления.
- 75. Функции работников аппарата управления
- 76. Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
- 77. Пути совершенствования мастерства руководителя
- 78. Научная организация управленческого труда
- 79. Планирование работы аппарата управления
- 80. Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
- 81. Условия труда работников аппарата управления
- 82. Нормирование управленческого труда
- 83. Мотивация управленческого труда
- 84. Оплата управленческого труда
- 85. Типы автоматизированных систем управления
- 86. Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
- 87. Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
- 88. Техника управления
- 89. Суть оперативного управления и пути его совершенствования
- 90. Организация диспетчерской службы и ее функции
- 91. Технические средства диспетчерской службы
- 92. Сущность эффективности управления
- 93. Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
- 94. Требования и подходы к оценке эффективности управления
- 95. Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством