logo search
система управ

7.2. Этапы и процессы стратегического управления Основные этапы стратегического управления могут быть представлены в следующей последовательности:

– определение миссии предприятия;

– трансформация миссии предприятия в долгосрочные и краткосрочные цели деятельности;

– определение стратегий достижения целей деятельности;

– разработка и реализация стратегий;

– оценка деятельности, слежение за внешней ситуацией и корректировка планов.

Все этапы взаимосвязаны и предусматривают обязательное наличие обратной связи, позволяющей при необходимости вносить необходимые изменения.

При процессном подходе стратегическое управление четко отражает основные функции управления: стратегический анализ, прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, контроль и регулирование. Выполнение каждой функции должно обеспечивать определенный (ожидаемый) результат.

Определение миссии предприятия как главной его целевой функции является важнейшим этапом стратегического управления и определяет производственный профиль предприятия (состав, структуру и качественные характеристики ресурсов). Миссия служит ориентиром для выработки целей и всех последующих этапов, накладывает определенные ограничения на направления деятельности предприятия.

Знание миссии предприятия всеми его работниками необходимо для совершенствования коммуникационного процесса и коммуникационных отношений внутри предприятия. Знание миссии предприятия руководителями различного уровня позволяет им определять долгосрочные ориентиры в своей деятельности. Знание миссии потребителями, поставщиками, акционерами, т.е. теми, кто находится вне предприятия, позволяет им сформировать определенное и понятное представление о перспективах предприятия.

Определение долгосрочных целей предприятия обусловлено его миссией. Цели предприятия должны быть четко сформулированы, конкретны, измеримы, перспективны, логически увязаны и, самое главное, достижимы, иметь четкий временной лаг. Чаще всего стараются выделить следующие цели:

– рыночные цели, отражающие положение предприятия в определенных сегментах рынка;

– цели в области инноваций;

– цели в области достижения экономических показателей работы предприятия;

– цели в области ресурсного обеспечения;

– цели в области внешнеэкономической деятельности.