4.2. Управление качеством
Качество продукции – совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. На практике качество чаще всего отождествляется с соответствием конкретного продукта требованиям нормативной документации – стандартов или технических условий. Качество продукции следует рассматривать как один из важнейших факторов повышения конкурентоспособности и основание для установления более высокой цены на данный продукт.
Современная система управления качеством основывается на требованиях международных стандартов по качеству серии ИСО 9000 и сертификации продукции, услуг, систем управления качеством.
Сертификация – это подтверждение качества соответствующим образом идентифицированного продукта третьей независимой стороной.
На современном наукоемком предприятии обеспечение качества и управление качеством осуществляются на всех стадиях и этапах жизненного цикла изделия, начиная с проведения научно-исследовательских работ и заканчивая утилизацией изделия после окончания срока службы не только специальными подразделениями (отдел технического контроля, служба нормативного контроля), но и всеми работниками производственных, функциональных и обслуживающих подразделений.
Управление качеством – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня его качества. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.
Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на проектирование продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.
Чаще всего выработка управленческих решений производится на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления (работа по отклонениям).
В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых нашел отражение международный опыт управления качеством на предприятии. В соответствии с этими документами формируется политика в области качества – непосредственно система качества, которая предусматривает обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. В современной литературе по управлению качеством рассматривается жизненный цикл продукции, который часто называют «петлей качества», с помощью которой осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всей системой обеспечения решения задач по управлению качеством. В пределах жизненного цикла выделяют одиннадцать этапов, на которых формируется, обеспечивается и улучшается качество: маркетинговые исследования, проектирование и разработка продукции, материально-техническое снабжение, подготовка производства продукции, изготовление, контроль и проведение испытаний, упаковка и хранение, реализация, монтаж и эксплуатация, техническое обслуживание, утилизация.
Выработка и реализация многих управленческих решений в области качества происходит в процессе технического контроля, который представляет систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется качество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и норм, а также обеспечивается выработка высококачественной продукции в соответствии с этими нормативными документами и стандартами.
Основными задачами технического контроля являются:
–установление качества готовой продукции;
– предупреждение влияния случайных и субъективных факторов на качество выпускаемой продукции;
– обеспечение соблюдения заданного технологического режима.
Многообразные функции технического контроля выполняет служба технического контроля предприятия, которая включает службу нормоконтроля, отдел технического контроля (ОТК), центральную измерительную лабораторию (ЦИЛ), лабораторию электротехнических измерений (ЭТИЛ), лабораторию входного контроля (ЛВК), цеховые КПП и т.д. Служба технического контроля подчиняется непосредственно исполнительному директору предприятия. Контроль службой технического контроля осуществляется по двум направлениям:
–контроль качества сырья, полуфабрикатов и товарной продукции;
– контроль параметров технологического процесса.
Технический контроль охватывает все стадии производства и должен быть профилактическим, оперативным, точным и обязательным. При организации технического контроля необходимо определить следующее:
– вид контроля (предварительный, промежуточный, окончательный);
– форму (лабораторный, визуальный);
– методы контроля (сплошной, выборочный);
– частоту контроля (периодичность);
– органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм.
Еще одним важным элементом в системе управления качеством является стандартизация – нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, методики, требования к разработке продукции.
Стандартизация – это обеспечение единых требований к продукции данного назначения (деталям, узлам, агрегатам, машинам), изготовленной в любой части страны. Это большой перечень стандартов.
При разработке проектов новой техники находит применение конструктивная нормализация, под которой понимается такое направление в разработке новых изделий, при котором максимально используются элементы, освоенные ранее в производстве, в качестве нормализованных, стандартизованных или унифицированных деталей, узлов и агрегатов. Такие элементы уже отработаны в других машинах, обеспечивают надежность и качество, быстрое освоение нового изделия.
Нормализация – установление единых требований к деталям, узлам, агрегатам одного функционального назначения, изготавливаемым в пределах данного предприятия (заводская нормализация) или отрасли промышленности (отраслевая нормализация). Задача нормализации – создание максимального количества одинаковых или подобных элементов конструкций машин разного назначения, изготавливаемых на предприятии или в пределах отрасли.
Унификация – это единые требования, предъявляемые к параметрам деталей, узлов и агрегатов машин, изготавливаемых на разных предприятиях и в разных отраслях, которые не могут быть ни стандартными, ни нормализованными из-за частой смены объекта производства и многоотраслевого использования.
Конечной целью конструктивной нормализации на предприятии является создание нормализованного ряда (гаммы) машин, то есть группы конструктивно однородных машин, но различных по габаритам, мощности, грузоподъемности, производительности и т.д.
- В. А. Цыганков система управления наукоемким производством Учебное пособие
- Isbn 978-5-8149-0990-9
- 1.2. Отраслевая принадлежность предприятий и отраслевая структура экономики
- 1.3. Предприятие как сложная система управления
- 1.4. Производственные системы, их свойства
- Глава 2. Система управления промышленным предприятием: цели, задачи, принципы, методы и функции управления
- 2.3. Методы управления предприятием
- 2.4. Функции управления предприятием
- Глава 3. Структура предприятия
- 3.2. Принципы формирования и трансформации организационных структур управления
- 3.3. Производственная структура предприятия
- Глава 4. Целевые подсистемы управления, их характеристика
- 4.1. Стратегия и тактика обеспечения организационно-экономической устойчивости
- 4.2. Управление качеством
- 4.3. Управление ресурсами и производственными запасами
- 4.4. Управление развитием производства
- Глава 5. Функциональные подсистемы управления, их влияние на деятельность предприятия
- 5.1. Технико-экономическое, организационное и социальное планирование
- 5.2. Организация и управление маркетинговыми исследованиями
- 1. Комплексное изучение и прогнозирование рынка.
- 4. Проведение коммуникационной политики.
- 5.3. Техническая подготовка производства
- Комплексная организация подготовки производства предусматривает комплекс работ, которые включают:
- – Организацию информационного обеспечения процесса подготовки производства;
- – Организацию научных исследований, изобретательства, рационализации и патентной работы;
- Глава 6. Обеспечивающие подсистемы управления, их содержание и значение
- 6.3. Нормативные подсистемы управления
- Глава 7. Стратегическое управление предприятием
- 7.1. Проблемы стратегического управления
- 7.2. Этапы и процессы стратегического управления Основные этапы стратегического управления могут быть представлены в следующей последовательности:
- 7.3. Направления выработки стратегии предприятия
- 7.4. Формы стратегического управления
- Глава 8. Оперативное управление предприятием
- 8.1. Система оперативного управления производством
- 8.2. Межцеховое оперативное управление
- Глава 9. Формирование специальных функций управления
- Управление материально-техническим снабжением
- Управление ремонтным хозяйством Основной задачей ремонтной службы предприятия является обеспечение рациональной эксплуатации оборудования и своевременный, доброкачественный его ремонт.
- Управление инструментальным хозяйством
- Управление транспортным хозяйством
- Библиографический список
- Оглавление