Глава 6. Обеспечивающие подсистемы управления, их содержание и значение
6.1. Правовое обеспечение управления
Правовой механизм управления предприятием призван осуществлять регулирование правоотношений между субъектами хозяйствования. Так как эти взаимоотношения носят преимущественно хозяйственный характер, объектами регулирования выступают хозяйственные правоотношения. Принято выделять четыре группы правоотношений:
– правоотношения с государственными органами;
– правоотношения по поводу способа действий и организации предприятий;
– правоотношения в хозяйственной деятельности;
– правоотношения при арбитражном рассмотрении хозяйственных споров.
Поскольку механизм управления производственно-хозяйственной деятельностью носит комплексный характер, в нем должны сочетаться и совместно использоваться различные методы правового регулирования. Очевидно, что юридическая служба промышленного предприятия руководствуется в своей деятельности: государственным или конституционным правом; гражданским правом; финансовым правом; фондовым правом; административным правом; трудовым правом; таможенным правом; земельным правом; экологическим правом, арбитражным процессуальным правом.
На практике каждое промышленное предприятие имеет свою юридическую службу (юридическое управление, юридический отдел, юридическое бюро, юриста). При оформлении договорных документов, организационных документов, распорядительной документации по основной деятельности и личному составу обязательно визирование этих документов специалистами юридической службы. Такой механизм позволяет исключить возможность издания документов, противоречащих существующим в стране законодательным и нормативным актам.
Кроме того, специалисты юридической службы оказывают консультационную помощь руководителям всех уровней управления предприятием, представляют интересы предприятия в арбитражных судах, в судебных разбирательствах, касающихся исполнения трудового права.
Одним из важных показателей деятельности юридической службы предприятия является положительное сальдо по выплатам штрафных санкций и получаемым аналогичным платежам. Очень часто специалисты правовых подразделений помогают руководству предприятий урегулировать хозяйственные и трудовые споры, не доводя их до судебного разбирательства.
Можно выделить следующие разделы хозяйственного права, которыми приходится заниматься юристам предприятия:
– вещные и обязательственные права в хозяйственных отношениях (права собственности, исполнение обязательств, сделки, договоры, представительство, ответственность по обязательствам и т.д.);
– акционерное право, правовое регулирование организации и деятельности акционерных обществ и объединений (правовое положение, создание, реорганизация и ликвидация; дивидендная политика, размещение акций, заключение крупных сделок, управление обществом и т.д.);
– правовое регулирование внутрифирменной деятельности (корпоративное право, построение управления; организация управления);
– правовое регулирование реализации товаров и торгового оборота производственных активов предприятия (реакция на конъюнктуру рынка; товарные знаки, договоры купли-продажи, договоры мены, поставки товаров; купля-продажа недвижимости и т.д.);
– правовое регулирование научно-технического развития производства (договоры на исследования; научные разработки; патентное и лицензионное право и т.д.);
– правовое регулирование инвестиционной деятельности;
– экономико-правовое регулирование производственно-хозяйственной деятельности;
– правовые основы антимонопольной деятельности;
– правовые основы предупреждения несостоятельности и процедуры банкротства (признаки несостоятельности; участники процедур банкротства, рассмотрение дел в арбитражных судах, процедура банкротства и т.д.).
Столь обширный перечень проблем, решаемых юридической службой предприятия, и количество выполняемых работ подтверждают необходимость правового обеспечения производственно-хозяйственной деятельности предприятия в современной экономике.
6.2. Информационное обеспечение управления
Обновление техники, технологии и организации производства невозможно без хорошо поставленной службы научно-технической информации (НТИ). От качества функционирования системы НТИ в значительной мере зависят сроки и качество освоения новой техники. Основная задача организации информационного обеспечения заключается в том, чтобы уже на начальных стадиях жизненного цикла изделий научно обосновать направление исследований, избежать дублирования, правильно оценить оригинальность решения, установить технический уровень разработок.
Научно-техническая информация – это сведения о фактах, получаемых в ходе научной, научно-технической, производственной и общественной деятельности. По своему назначению она подразделяется на научную, техническую (конструкторскую, технологическую), организационно-техническую (плановую, отчетную), социальную и другие виды информации. По способу распространения информация делится: на формализованную (документированную) и неформализованную (недокументированную).
Документированная информация классифицируется по способу формирования документов – носителей этой информации: опубликованная, которая содержится в книгах, периодических изданиях, патентных документах, научно-технических документах, каталогах и т.д., и неопубликованная, содержащаяся в отчетах по результатам научных исследований, конструкторских и технологических работ, в диссертациях, переводах, депонированных рукописях. Неформализованная информация содержится в докладах конференций, симпозиумов, в экспонатах выставок, в лекциях, консультациях.
Научно-техническая информация со временем устаревает со скоростью примерно 10–25 % в год. Именно по этой причине информационное обеспечение призвано решать задачу интенсивного предоставления информации о последних достижениях науки и техники в стране и за рубежом.
Главная цель информационного обеспечения – своевременно и оперативно обеспечить исполнителей наиболее полной информацией, необходимой и полезной для решения поставленной перед ними проблемы. Требования, предъявляемые к НТИ, определяются эффективностью информационного обеспечения. Информация должна быть достоверной, перспективной, доступной, выраженной в предельно краткой форме.
Вся научно-информационная деятельность в стране систематизирована. Этому процессу способствовало создание теории научной информации или, как ее еще называют, информатики. Информатика изучает закономерности сбора, преобразования, хранения, поиска и распространения документальной информации.
В настоящее время в стране существует общегосударственная система организации научно-технической информации, состоящая их федеральных органов НТИ, центральных отраслевых органов НТИ и межотраслевых территориальных органов НТИ, которые связаны с отделами и бюро НТИ на предприятиях и в организациях.
Центральные органы НТИ создают нисходящий поток информации по опубликованным материалам, осуществляют аналитико-синтетическую переработку различных видов информации по отраслям, а также методическое руководство, координацию этой информации, проводят работу по совершенствованию информационных систем в отраслях, занимаются механизацией и автоматизацией информационного дела.
Отраслевые и территориальные центры НТИ осуществляют справочно-информационное и библиотечное обслуживание предприятий и организаций.
Патентно-информационные отделы (бюро) НТИ предприятий, научно-исследовательских и проектных организаций оперативно обеспечивают работников этих организаций информацией о новейших научных и производственных достижениях по конкретным вопросам, связанным с их деятельностью; контролируют использование информационных материалов, анализируют и обобщают информационные материалы по технике данной организации; обмениваются опытом с родственными предприятиями и организациями.
Целью системы информационного обслуживания на машиностроительном предприятии является повышение эффективности и качества его работы. Служба НТИ предприятия систематически изучает информационные запросы его специалистов, формирует и развивает информационный фонд, обеспечивает специалистов информацией. Если на небольших предприятиях не организована служба НТИ, то эти функции выполняет научно-техническая библиотека.
Информационная служба на промышленном предприятии, как и всякое подразделение, действует на основании положения об отделе НТИ, подчиняется, как правило, главному инженеру. Работа осуществляется по двум направлениям:
поиск и оперативная передача информации;
подготовка и издание информационных сборников.
Особо ответственную работу в подразделении выполняют специалисты-кураторы. В их функции входит составление аналитических и реферативных обзоров информации по тематике предприятия. Они являются связующим звеном между предприятием и информационными системами более высокого уровня: отраслевыми и территориальными.
В успешной работе службы НТИ важную роль играют информационно-поисковые системы – совокупность методов и средств, предназначенных для поиска информации по запросам потребителей. Классификация ИПС построена по ряду признаков (авторство, свойства объекта, вид результата и т.д.) и позволяет решать многие вопросы: отвечать на вопросы, вести поиск типовых решений и программ и т.д. Все работы по поиску и обработке информации, как правило, компьютеризированы, имеют соответствующее программное обеспечение и выход на информационные системы более высокого уровня.
Особого внимания заслуживает организация обеспечения патентной информацией, которой принадлежит ведущая роль в деле обеспечения патентной чистоты вновь создаваемой техники, а также в выборе правильных направлений научно-технического прогресса. Кроме того, фонд патентной информации является базой для проведения государственной научно-технической экспертизы заявок.
Источники патентной информации – это документы, содержащие сведения об открытиях, изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, товарных знаках, ноу-хау и других объектах промышленной собственности.
Патентный фонд – это систематизированное собрание оригиналов патентных документов (описания с сопровождающими их чертежами и расчетами, а также различные информационные издания – рефераты, аннотации, бюллетени, тематические сборники, магнитные диски, микрофильмы и др.), выданных в РФ, и копии зарубежных патентных документов.
Отраслевые патентные фонды сосредоточены в головных НИИ, проектно-конструкторских организациях, на промышленных предприятиях, в центральных отраслевых органах НТИ.
Территориальные патентные фонды находятся в межотраслевых территориальных органах НТИ. Они обеспечивают патентной информацией предприятия и организации данного экономического района, не располагающие своими отраслевыми патентными фондами.
Вышеназванные фонды дублируют значительную часть фонда Всероссийской патентно-технической библиотеки (ВПТБ). Сигнальная информация об изобретениях и заявках в виде рефератов и бюллетеней выпускается НИИ патентной информации, который наряду с библиотекой осуществляет справочно-информационное обслуживание по патентной документации путем ответов на запросы специалистов.
В понятие патентных исследований входит определение технического уровня техники, тенденций ее развития, патентоспособности и патентной чистоты. При создании новых видов машиностроительной продукции, прогнозировании научно-технического развития, целесообразности приобретения зарубежной техники проведение патентных исследований является обязательным. Порядок проведения патентных исследований регламентируется соответствующим стандартом РФ.
Значение научно-технической и патентной информации при проведении НИОКР сохраняется и при проведении конструкторской и технологической подготовки производства, способствуя унификации конструкторских и технологических решений и предотвращая ненужное дублирование.
- В. А. Цыганков система управления наукоемким производством Учебное пособие
- Isbn 978-5-8149-0990-9
- 1.2. Отраслевая принадлежность предприятий и отраслевая структура экономики
- 1.3. Предприятие как сложная система управления
- 1.4. Производственные системы, их свойства
- Глава 2. Система управления промышленным предприятием: цели, задачи, принципы, методы и функции управления
- 2.3. Методы управления предприятием
- 2.4. Функции управления предприятием
- Глава 3. Структура предприятия
- 3.2. Принципы формирования и трансформации организационных структур управления
- 3.3. Производственная структура предприятия
- Глава 4. Целевые подсистемы управления, их характеристика
- 4.1. Стратегия и тактика обеспечения организационно-экономической устойчивости
- 4.2. Управление качеством
- 4.3. Управление ресурсами и производственными запасами
- 4.4. Управление развитием производства
- Глава 5. Функциональные подсистемы управления, их влияние на деятельность предприятия
- 5.1. Технико-экономическое, организационное и социальное планирование
- 5.2. Организация и управление маркетинговыми исследованиями
- 1. Комплексное изучение и прогнозирование рынка.
- 4. Проведение коммуникационной политики.
- 5.3. Техническая подготовка производства
- Комплексная организация подготовки производства предусматривает комплекс работ, которые включают:
- – Организацию информационного обеспечения процесса подготовки производства;
- – Организацию научных исследований, изобретательства, рационализации и патентной работы;
- Глава 6. Обеспечивающие подсистемы управления, их содержание и значение
- 6.3. Нормативные подсистемы управления
- Глава 7. Стратегическое управление предприятием
- 7.1. Проблемы стратегического управления
- 7.2. Этапы и процессы стратегического управления Основные этапы стратегического управления могут быть представлены в следующей последовательности:
- 7.3. Направления выработки стратегии предприятия
- 7.4. Формы стратегического управления
- Глава 8. Оперативное управление предприятием
- 8.1. Система оперативного управления производством
- 8.2. Межцеховое оперативное управление
- Глава 9. Формирование специальных функций управления
- Управление материально-техническим снабжением
- Управление ремонтным хозяйством Основной задачей ремонтной службы предприятия является обеспечение рациональной эксплуатации оборудования и своевременный, доброкачественный его ремонт.
- Управление инструментальным хозяйством
- Управление транспортным хозяйством
- Библиографический список
- Оглавление