logo
система управ

1. Комплексное изучение и прогнозирование рынка.

Комплексное исследование и прогнозирование рынка как элемент маркетинговой деятельности базируется на изучении конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка представляет собой совокупность факторов и условий, влияющих на развитие мировой экономики, экономическое положение отдельно взятой страны, развитие какой-либо сферы воспроизводства. В этой связи различают общехозяйственную конъюнктуру, конъюнктуру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков.

Маркетинговая деятельность предприятия по изучению рынка складывается из следующих этапов:

– изучение рыночного потенциала (емкости рынка);

– анализ рыночной сегментации, т.е. выделение на рынке отдельных долей в соответствии с выбранными критериями (географическими, демографическими, поведенческими и т.д.), целью которой является определение запросов потребителей и возможностей предприятия удовлетворить эти запросы;

– исследование фирменной структуры рынка и позиций конкурентов, выявление основных групп фирм, работающих на данном рынке – фирм-конкурентов, фирм-партнеров, фирм-нейтралов. По каждой из фирм получают максимально возможное количество информации, проводят необходимые сравнения и оценки;

– изучение исчерпывающей информации о покупателях, в том числе анализ социально-психологических особенностей поведения покупателей, мотивации их решений, типы покупателей и т.д.

Результаты выполнения программы маркетинга по изучению рынка используются при составлении прогноза продаж фирмы любым из существующих методов.

2. Формирование и осуществление товарной политики.

Комплексное исследование рынка представляет основу для осуществления товарной политики предприятия, которая направлена на изучение мер по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, созданию новых товаров, оптимизации ассортимента.

Исследование товара производится по таким направлениям, как показатели качества, торговая марка (знак), упаковка и маркировка, гарантии, послепродажный сервис.

Изучение товара производится с помощью процесса позиционирования. Под этим процессом понимается определение позиции, которую занимает продукт или которую собираются обеспечить продукту, по отношению к конкурентам, на целевом рынке, в классе данной продукции.

На основе позиционирования товаров, исследования и прогнозирования рыночного спроса маркетинговая служба предприятия разрабатывает рекомендации по снятию с производства одних товаров, модернизации других, созданию и освоению новых видов товаров. Большое значение при этом придается реализации инновационной политики на предприятии, т.е. процессу создания новых товаров с учетом конкретных требований потребителей, выхода новых товаров на рынок и наблюдению за их поведением на рынке.

3. Формирование и осуществление ценовой политики.

Методология ценообразования в условиях рыночной экономики также базируется на маркетинговых исследованиях. Фирмы-производи­тели осуществляют разработку и реализацию политики цен, которая представляет собой общее руководство деятельностью по установлению цен. Политика ценообразования предполагает выбор стратегической линии ценового поведения предприятия на рынке в комплексе всей его товарной номенклатуры и отдельно по каждому виду товара. В рамках выбранной ценовой стратегии осуществляется определение исходных цен на товары и дальнейшая их корректировка с учетом внутренних и внешних факторов.