1.4. Производственные системы, их свойства
Производственная система – это особый класс систем, представляющих собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными производить продукцию или оказывать услуги. Каждое предприятие является такой производственной системой.
Производственные системы имеют ряд особенностей, отличающих их от ряда других систем. К наиболее значимым из них относятся: множественность, иерархичность, нестационарность, уникальность и непредсказуемость поведения, динамизм, устойчивость, стремление к целеобразованию, многокритериальность, кибернетический характер.
Множественность (делимость) системы проявляется в том, что она подразделяется на подсистемы и элементы, находящиеся в определенных отношениях. Возможны различные варианты разделения систем управления на подсистемы в зависимости от задач анализа и синтеза систем управления. Это свойство используется при моделировании подсистем и элементов с целью оптимизации функционирования как отдельных частей, так и системы в целом.
Иерархичность построения системы обеспечивает ее повышенную устойчивость к внешним воздействиям, способствует локализации конфликтов, возникающих между отдельными элементами системы, и согласует отдельные цели элементов и подсистем с общими целями всей системы. Как отмечалось ранее, предприятие является сложной иерархической системой.
Нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и неопределенность ее поведения (стохастичный, то есть случайный или вероятностный характер возможных изменений).
Уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях (благодаря наличию в ней активного элемента – человека) и наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами.
Динамизм системы, позволяющий обеспечивать возможность ее оперативной перестройки при возникновении организационно-технических изменений в производстве, заключающийся в возможности изменения структуры системы и формировании новых вариантов поведения.
Устойчивость системы, ее нечувствительность к некоторым посторонним возмущениям и способность противостоять разрушающим систему тенденциям; это свойство закладывается на стадии проектирования и создания системы.
Способность и стремление к целеобразованию, то есть формирование целей внутри системы.
Многокритериальность системы обусловлена наличием цели (программы) функционирования и критериев (показателей) ее достижения для каждого подразделения системы, подчиненных общесистемной цели и общему критерию. Это позволяет оценивать эффективность каждой подсистемы и ее элементов.
Кибернетический характер, поскольку именно кибернетика является наукой об общих закономерностях процессов управления и связях в организационных системах как живых, так и неживых.
Необходимым условием эффективного функционирования производственной системы является соблюдение принципа необходимого и достаточного разнообразия системы, в соответствии с которым сложность управляющей системы должна быть не меньше сложности управляемого объекта, что учитывается при определении функций управления и построении аппарата управления.
Принцип внешнего дополнения требует рассматривать систему с учетом ее взаимодействия с внешней средой и системой более высокого уровня.
С точки зрения управления любая производственная система имеет несколько уровней. Высший уровень – это объединение предприятий. Средний уровень – производство, цех, служба, управление, отдел. Низший уровень – участок, бригада, рабочее место.
Независимо от уровня иерархии в состав производственной системы традиционно включаются следующие ресурсы: технические, технологические, трудовые, пространственные, финансовые, информационные.
Каждый ресурс не обладает свойствами всей системы, но в совокупности они определяют возможности системы при достижении стоящих перед ней задач.
- В. А. Цыганков система управления наукоемким производством Учебное пособие
- Isbn 978-5-8149-0990-9
- 1.2. Отраслевая принадлежность предприятий и отраслевая структура экономики
- 1.3. Предприятие как сложная система управления
- 1.4. Производственные системы, их свойства
- Глава 2. Система управления промышленным предприятием: цели, задачи, принципы, методы и функции управления
- 2.3. Методы управления предприятием
- 2.4. Функции управления предприятием
- Глава 3. Структура предприятия
- 3.2. Принципы формирования и трансформации организационных структур управления
- 3.3. Производственная структура предприятия
- Глава 4. Целевые подсистемы управления, их характеристика
- 4.1. Стратегия и тактика обеспечения организационно-экономической устойчивости
- 4.2. Управление качеством
- 4.3. Управление ресурсами и производственными запасами
- 4.4. Управление развитием производства
- Глава 5. Функциональные подсистемы управления, их влияние на деятельность предприятия
- 5.1. Технико-экономическое, организационное и социальное планирование
- 5.2. Организация и управление маркетинговыми исследованиями
- 1. Комплексное изучение и прогнозирование рынка.
- 4. Проведение коммуникационной политики.
- 5.3. Техническая подготовка производства
- Комплексная организация подготовки производства предусматривает комплекс работ, которые включают:
- – Организацию информационного обеспечения процесса подготовки производства;
- – Организацию научных исследований, изобретательства, рационализации и патентной работы;
- Глава 6. Обеспечивающие подсистемы управления, их содержание и значение
- 6.3. Нормативные подсистемы управления
- Глава 7. Стратегическое управление предприятием
- 7.1. Проблемы стратегического управления
- 7.2. Этапы и процессы стратегического управления Основные этапы стратегического управления могут быть представлены в следующей последовательности:
- 7.3. Направления выработки стратегии предприятия
- 7.4. Формы стратегического управления
- Глава 8. Оперативное управление предприятием
- 8.1. Система оперативного управления производством
- 8.2. Межцеховое оперативное управление
- Глава 9. Формирование специальных функций управления
- Управление материально-техническим снабжением
- Управление ремонтным хозяйством Основной задачей ремонтной службы предприятия является обеспечение рациональной эксплуатации оборудования и своевременный, доброкачественный его ремонт.
- Управление инструментальным хозяйством
- Управление транспортным хозяйством
- Библиографический список
- Оглавление