Глава 9. Формирование специальных функций управления
9.1. Дифференциация функций управления
В большинстве случаев отдельные функции управления могут расчленяться или объединяться (укрупняться) в зависимости от объема работ по их выполнению, что находит отражение в составе функций аппарата управления, определяемых при формировании соответствующих служб предприятия. Объективно необходимые функции управления предприятием осуществляются линейным, функциональным и вспомогательным техническим персоналом, составляющим аппарат управления.
По своему назначению с точки зрения формы и характера воздействия на управляемый объект традиционно принято различать два рода процессов управления. Целевым направлением процессов первого рода является обеспечение необходимого согласования действий всех звеньев предприятия для осуществления его задач. Процессы второго рода состоят из операций обеспечения потребностей предприятия в том или ином виде ресурсов, их преобразования и использования.
Общим классификационным признаком функций управления в приведенном выше укрупненном перечне могут служить направления и предмет их воздействия и регулирования. Необходимым условием качественного выполнения любой функции управления является тщательно продуманная организация управления. Работа по проектированию и совершенствованию систем и методов управления должна занимать особое место на высшем уровне руководства. Таким образом, организация управления должна рассматриваться как задача группы функций первого рода.
Г.Э. Слезингер, посвятивший данной проблеме ряд своих работ, достаточно давно предложил классификацию функций управления, сводящуюся к 10 группам [11, с. 15–17]. Такая группировка функций имеет ряд достоинств, отмечаемых при ее практическом использовании. Определение состава функций на единой классификационной основе может существенно расширить возможности сравнительного анализа технологии выполнения однородных функций на разных предприятиях, что будет способствовать выбору наилучшего ее варианта. Этой задаче в наибольшей степени отвечает децимальная система классификации. При такой системе внутри каждой из 10 групп функций может быть до 10 функций, что, как показывает анализ, вполне достаточно.
Каждая из функций делится на подфункции (работы), являющиеся в такой же степени объективно необходимыми для управления предприятием, как и сама функция. Таким образом, появляется классификация функций управления предприятием по роду, направлению и предмету воздействия, может быть представлена в следующем виде.
Классы функций по роду воздействия делятся:
на класс функций, обеспечивающих необходимое согласование действий всех звеньев предприятия для осуществления его задач;
класс функций, обеспечивающих потребности предприятия во всех видах ресурсов, их преобразовании и использовании.
В первый класс функций входят следующие 4 группы функций (по направлениям воздействия):
– организация управления предприятием;
– прогнозирование и планирование;
– управление научно-техническим развитием и технической подготовкой производства;
– координация и оперативное управление производством.
Во второй класс функций входят 6 групп функций (по направлению воздействия):
– управление трудовыми ресурсами;
– управление социальным развитием коллектива;
–управление материально-техническим снабжением и сбытом;
– управление ремонтным, транспортным и другими видами обслуживания;
– управление финансовыми ресурсами;
– управление реконструкцией и расширением предприятия.
Каждая группа в свою очередь делится на ряд функций (по предметному воздействию). Функции при необходимости могут делиться на подфункции по видам выполняемых работ.
Таким образом, функциональная структура процессов управления складывается из объективно необходимых для управления предприятием групп функций, функций и подфункций. В этой иерархии функционального построения процессов управления каждая нижестоящая (по степени расчленения) ступень может рассматриваться как средство осуществления вышестоящей ступени, т.е. играет по отношению к ней подчиненную роль.
Такой подход позволяет рассмотреть процесс управления предметом технологической разработки, т.е. появляется возможность говорить о технологии управления предприятием и производством.
9.2. Специальные функции управления в функциональных подсистемах
На крупных промышленных предприятиях есть комплекс производств, призванных обеспечивать нормальное функционирование основного производства. В современной литературе все они объединены общим понятием «производственная инфраструктура предприятия».
Под производственной инфраструктурой предприятия следует понимать комплекс обслуживающих вспомогательных производств, обеспечивающих основной производственный процесс сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, оснасткой, а также поддерживающих технологическое и энергетическое оборудование в рабочем состоянии.
Комплекс этих работ составляет содержание технического обслуживания производства. Следовательно, состав подразделений технического обслуживания образует производственную инфраструктуру предприятия. В нее включают следующие подразделения: вспомогательные цехи, службы и обслуживающие хозяйства, в том числе ремонтные, энергетические, инструментальные, транспортные, снабженческие, складские и т.д. Состав и масштабы этих подразделений предприятия определяются особенностями основного производства, типом производства, размерами предприятия и его производственными связями с внутренней и внешней средой.
Управление элементами производственной инфраструктуры предприятия складывается из выполнения специальных функций управления всеми перечисленными подразделениями.
- В. А. Цыганков система управления наукоемким производством Учебное пособие
- Isbn 978-5-8149-0990-9
- 1.2. Отраслевая принадлежность предприятий и отраслевая структура экономики
- 1.3. Предприятие как сложная система управления
- 1.4. Производственные системы, их свойства
- Глава 2. Система управления промышленным предприятием: цели, задачи, принципы, методы и функции управления
- 2.3. Методы управления предприятием
- 2.4. Функции управления предприятием
- Глава 3. Структура предприятия
- 3.2. Принципы формирования и трансформации организационных структур управления
- 3.3. Производственная структура предприятия
- Глава 4. Целевые подсистемы управления, их характеристика
- 4.1. Стратегия и тактика обеспечения организационно-экономической устойчивости
- 4.2. Управление качеством
- 4.3. Управление ресурсами и производственными запасами
- 4.4. Управление развитием производства
- Глава 5. Функциональные подсистемы управления, их влияние на деятельность предприятия
- 5.1. Технико-экономическое, организационное и социальное планирование
- 5.2. Организация и управление маркетинговыми исследованиями
- 1. Комплексное изучение и прогнозирование рынка.
- 4. Проведение коммуникационной политики.
- 5.3. Техническая подготовка производства
- Комплексная организация подготовки производства предусматривает комплекс работ, которые включают:
- – Организацию информационного обеспечения процесса подготовки производства;
- – Организацию научных исследований, изобретательства, рационализации и патентной работы;
- Глава 6. Обеспечивающие подсистемы управления, их содержание и значение
- 6.3. Нормативные подсистемы управления
- Глава 7. Стратегическое управление предприятием
- 7.1. Проблемы стратегического управления
- 7.2. Этапы и процессы стратегического управления Основные этапы стратегического управления могут быть представлены в следующей последовательности:
- 7.3. Направления выработки стратегии предприятия
- 7.4. Формы стратегического управления
- Глава 8. Оперативное управление предприятием
- 8.1. Система оперативного управления производством
- 8.2. Межцеховое оперативное управление
- Глава 9. Формирование специальных функций управления
- Управление материально-техническим снабжением
- Управление ремонтным хозяйством Основной задачей ремонтной службы предприятия является обеспечение рациональной эксплуатации оборудования и своевременный, доброкачественный его ремонт.
- Управление инструментальным хозяйством
- Управление транспортным хозяйством
- Библиографический список
- Оглавление