Глава 2. Система управления промышленным предприятием: цели, задачи, принципы, методы и функции управления
2.1. Цели и задачи управления предприятием
Основная цель управления предприятием заключается в том, чтобы обеспечить рациональное функционирование всех видов входящих в его состав производственных подразделений путем обеспечения четкой и согласованной организации их работы, нормативной регламентации их действий для выполнения производственной программы. Управление охватывает все уровни производства.
Для каждого предприятия характерна основная цель, ради достижения которой оно и создано. Для ее эффективной реализации перед каждым структурным подразделением и службой поставлены конкретные задачи, выполнение которых делает возможным реализацию основной цели предприятия.
В зависимости от объекта управления эти задачи могут иметь конкретное выражение или отражать цели подразделения. Для служб и подразделений, от которых зависит согласованная и ритмичная работа производственных структур, задачи формулируются в зависимости от функций, которые они выполняют, и имеют как конкретный объемный характер, так и временной характер.
Для производственных подразделений (цехов и участков) задачи ставятся в виде конечного результата выполнения производственной программы в строгом соответствии с планами и графиками, по количеству и качеству.
Эффективное выполнение задач основывается на регламентации работы всех структурных подразделений предприятия, организации их координации, определения строгой ответственности за выполнение функций, планов, графиков и т.д. В совокупности различные задачи, стоящие перед разными подразделениями, направлены на решение стратегической задачи, стоящей перед предприятием в целом.
Система управления предприятием включает два взаимодополняющих вида управленческой деятельности: стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала предприятия, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в получаемую прибыль. Стратегическое управление призвано обеспечить длительную жизнеспособность предприятия в изменяющихся условиях, оперативное управление позволяет использовать в полной мере существующие стратегические возможности предприятия.
2.2. Принципы управления предприятием
Принципы управления предприятием представляют собой основные начала в управлении, вытекающие из складывающихся отношений между управляемой и управляющей подсистемами. Они представляют собой руководящие правила, основополагающие положения, нормы поведения, требования к системе управления, структуру и организацию процесса управления. Принципы не выбирают, им следуют, поскольку они объективны и отражают сущность явлений и реальных процессов, присущих определенным отраслям производства.
Впервые, исходя из своей концепции управления, принципы управления были сформулированы А. Файолем и, хотя они не утратили своего значения до настоящего времени, последующие поколения управленцев в определенной мере их переосмыслили и трансформировали к современным условиям.
В теории управления различают общие основополагающие принципы и частные – собственно принципы организации управления. Ведущими являются общие принципы, относящиеся к управлению в целом. Частные принципы призваны осуществлять отдельные функции управления.
К общим принципам управления предприятием можно отнести принципы централизации, децентрализации, сочетания централизации и децентрализации, единоначалия и коллегиальности, демократизации.
Первые три принципа являются основой для формирования организационных структур управления предприятием (линейной, функциональной или линейно-функциональной).
Принцип единоначалия и коллегиальности тесно связан с тремя предшествующими принципами, при этом под единоначалием понимается делегирование руководителем предприятия части полномочий по управлению в том объеме, который необходим для принятия управленческих решений и персональной ответственности за порученное дело. Кроме того, в иерархии управления каждый руководитель более низкого уровня непосредственно подчинен только одному вышестоящему руководителю и получает задания и распоряжения только от него.
У руководителя подразделения в подчинении находится функциональный аппарат, который призван помогать разрабатывать коллегиальные управленческие решения. Коллегиальность повышает объективность принимаемых решений, способствует более успешной реализации этих решений, но ответственность за принятое решение в любом случае несет руководитель подразделения.
Принцип демократизации управления означает участие в управлении производством рабочих. Развитие партнерских отношений обосновано современными концепциями повышения качества трудовой жизни (КТЖ) и способствует ослаблению диктата менеджеров, заинтересовывает рабочих в успешной деятельности предприятия, улучшает трудовые отношения на производстве, повышает содержательность труда и удовлетворенность трудом.
Структура органов управления строится, как правило, на основе общих принципов управления, учитывая следующие частные принципы: разделение труда, иерархичность уровней управления, наличие эффективной системы контроля, соответствие исполнителей квалификационным требованиям и т.д.
Ниже представлены отдельные из наиболее значимых частных принципов управления.
Принцип разделения труда предполагает специализацию руководителей всех уровней. Управлением на предприятии занимается множество специалистов, обладающих знаниями не только в области управления, но и знаниями в конкретной сфере деятельности (подготовка производства, планирование, обеспечение качества продукции и т.д.). Разделение деятельности управленческого персонала в зависимости от уровня и сферы деятельности приобретает характер специализации, профессионализма.
Разделение труда предполагает его интеграцию на более высоком уровне. Интеграция заложена в самой сути управления, имеет объективный характер и объединяет разрозненные, специализированные действия в единый общий процесс функционирования управления.
Принцип иерархичности уровней управления предполагает многоступенчатость структуры управления. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами управления более высокого уровня. Иерархичность системы делает ее более устойчивой к внешним и внутренним возмущениям.
Наличие эффективной системы контроля – обязательное условие эффективного управления предприятием. В основу проведения контроля положено сопоставление фактических результатов всей системы и ее подсистем с установленными плановыми значениями и выявление величины отклонений. По результатам сопоставлений осуществляются корректирующие действия.
Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. При этом предполагается формальное обезличивание официальных лиц при выполнении ими своих должностных обязанностей.
Соответствие исполнителей квалификационным требованиям как основа обеспечения профессионализма руководителей различного уровня, с одной стороны, и защита их возможного необоснованного отстранения от работы с другой.
- В. А. Цыганков система управления наукоемким производством Учебное пособие
- Isbn 978-5-8149-0990-9
- 1.2. Отраслевая принадлежность предприятий и отраслевая структура экономики
- 1.3. Предприятие как сложная система управления
- 1.4. Производственные системы, их свойства
- Глава 2. Система управления промышленным предприятием: цели, задачи, принципы, методы и функции управления
- 2.3. Методы управления предприятием
- 2.4. Функции управления предприятием
- Глава 3. Структура предприятия
- 3.2. Принципы формирования и трансформации организационных структур управления
- 3.3. Производственная структура предприятия
- Глава 4. Целевые подсистемы управления, их характеристика
- 4.1. Стратегия и тактика обеспечения организационно-экономической устойчивости
- 4.2. Управление качеством
- 4.3. Управление ресурсами и производственными запасами
- 4.4. Управление развитием производства
- Глава 5. Функциональные подсистемы управления, их влияние на деятельность предприятия
- 5.1. Технико-экономическое, организационное и социальное планирование
- 5.2. Организация и управление маркетинговыми исследованиями
- 1. Комплексное изучение и прогнозирование рынка.
- 4. Проведение коммуникационной политики.
- 5.3. Техническая подготовка производства
- Комплексная организация подготовки производства предусматривает комплекс работ, которые включают:
- – Организацию информационного обеспечения процесса подготовки производства;
- – Организацию научных исследований, изобретательства, рационализации и патентной работы;
- Глава 6. Обеспечивающие подсистемы управления, их содержание и значение
- 6.3. Нормативные подсистемы управления
- Глава 7. Стратегическое управление предприятием
- 7.1. Проблемы стратегического управления
- 7.2. Этапы и процессы стратегического управления Основные этапы стратегического управления могут быть представлены в следующей последовательности:
- 7.3. Направления выработки стратегии предприятия
- 7.4. Формы стратегического управления
- Глава 8. Оперативное управление предприятием
- 8.1. Система оперативного управления производством
- 8.2. Межцеховое оперативное управление
- Глава 9. Формирование специальных функций управления
- Управление материально-техническим снабжением
- Управление ремонтным хозяйством Основной задачей ремонтной службы предприятия является обеспечение рациональной эксплуатации оборудования и своевременный, доброкачественный его ремонт.
- Управление инструментальным хозяйством
- Управление транспортным хозяйством
- Библиографический список
- Оглавление