Модуль 3 Деловой этикет. Этикет деловых ситуаций. Семинар 3.1 Этикет деловых переговоров.
Основные вопросы:
-
Переговоры.
-
Модели и стратегии ведения переговоров .
-
Этапы переговорного процесса.
-
Искусство вести спор.
-
Методы аргументации.
-
Тактические приемы переговорного процесса.
-
Типы решений и критерии успешности переговоров.
Контрольные вопросы и задания.
-
Объясните смысл термина «переговоры» в контексте делового общения.
-
Сравните позиционный торг и конструктивные переговоры. Каковы преимущества и недостатки этих двух стратегий ведения переговоров? Сравните тактические приемы, используемые при позиционном торге, и приемы, ориентированные на конструктивные решения.
-
Дайте краткую характеристику этапам проведения переговоров.
-
Каковы основные методы аргументации?
-
Сформулируйте моральный кодекс спора.
-
Следует ли начинать предварительный обмен информацией относительно позиций участников переговоров с дискуссионных вопросов? Свой ответ аргументируйте.
-
Какова роль имеющихся у сторон альтернатив переговорному соглашению в ситуации, когда переговоры зашли в тупик?
-
Что такое переговорное пространство и какую роль оно играет в ведении переговоров?
-
Каково влияние различных типов решений на дальнейшие взаимоотношения участников переговоров?
-
Что является показателем успешности переговоров?
Самостоятельная работа.
Подготовьтесь к проведению деловой игры «Переговоры», используя рекомендации по ее организации и проведению (прил. №19).
Ключевые понятия:
Переговоры, «позиционный торг», конструктивные переговоры, переговорный процесс, принципы ведения переговоров, стиль ведения переговорного процесса, организационный аспект переговоров, содержательный аспект переговоров, подготовка переговоров, аргументация, методы аргументации, тактические приемы переговоров, этапы переговоров, позиция, консенсус, компромисс, переговорное соглашение, альтернативное соглашение, BATNA, анализ результатов переговоров, переговорное пространство.
Литература:
-
Власова Т.И., Данилова М.М., Шарухин А.П. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма.: Учебное пособие. – СПб.: Д.А.Р.К., 2005. – С.30-52
-
Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – С.163-192
-
Руденко А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 234-252
-
Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С.124-142
-
Вознесенская Л.О., Марчук Н.И. Основы международного общения. М., 1997. – С.126-142
-
Кузнецов И.Н. 1000 способов расположить к себе собеседника: Как вести переговоры. Как выступать публично. Как побеждать в спорах.– Мн.: Харвест, 2006. – С. 298-362 с.
-
Курбатов В.И. Стратегия делового успеха: Учебное пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1995. – С.332-358
-
Саркисян Б.С. Победа на переговорах: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
-
Селлих К. Переговоры в международном бизнесе. Практическое руководство. – М.: Добрая книга, 2004. – 336 с.
-
Стацевич Е., Гуленков К., Сорокина И. Манипуляции в деловых переговорах: Практика противодействия. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 138 с.
-
Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Деловое общение: Мод.2: Учеб.-практич. пособие. – М.: Дело, 2006. – С.22-45
-
Фишер Р., Юри У., Паттон Б. Переговоры без поражения. Гарвардский метод. – М.: Эксмо, 2006. – 320 с.
Семинар 3.2
Функционально-ролевая игра «Переговоры»
Рекомендации по организации и проведению функционально-ролевой игры «Переговоры» приведены в прил. №19. При подготовке к игре и ее организации рекомендуется ознакомиться с литературой, список которой приведен к семинару 3.1.
Семинар 3.3
Этикет костюма делового человека.
Основные вопросы:
-
Имидж делового человека.
-
Одежда как элемент имиджа делового человека.
-
Элементы гардероба деловой женщины.
-
Прическа и макияж деловой женщины
-
Элементы гардероба делового мужчины.
-
Значение аксессуаров во внешнем имидже делового человека.
-
Современные тенденции в деловой одежде.
Контрольные вопросы и задания.
-
Каковы общие требования к внешнему виду делового человека?
-
Опишите компоненты имиджа делового человека?
-
Как вы понимаете термин «комплектарность» гардероба?
-
Перечислите основные отличия делового и классического стилей в одежде.
-
Каковы основные принципы подбора аксессуаров к деловой одежде?
-
Как вы думаете, противоречат ли правила делового этикета в одежде принципам творческого самовыражения личности?
-
Проверьте свои знания этикета внешнего вида делового человека, ответив на вопросы теста (прил. №20).
Самостоятельная работа.
-
Подберите себе базовый деловой гардероб для следующих ситуаций:
-
Вы приняты на работу на должность начальника отдела трансфера крупной туристической фирмы;
-
после окончания Академии управления «ТИСБИ» Вы приняты на работу на должность преподавателя Академии;
-
Вы – менеджер по работе с клиентами небольшого транспортного агентства.
-
Заполните нижеприведенную таблицу, оценив каждый из факторов своего имиджа. Прокомментируйте свои оценки. Какие из факторов вы планируете совершенствовать и каким образом? Проранжируйте факторы имиджа по степени важности.
ранг |
фактор имиджа | помеха | на равных с остальными | выше среднего уровня | первоклассная черта имиджа |
| одежда (ваш собственный стиль) |
|
|
|
|
| навыки общения (письменные) |
|
|
|
|
| навыки общения (устные) |
|
|
|
|
| умение подать себя |
|
|
|
|
| знакомство с правилами хорошего тона |
|
|
|
|
| контакт глазами |
|
|
|
|
| рукопожатие |
|
|
|
|
| фигура |
|
|
|
|
| красота (физическое совершенство) |
|
|
|
|
| ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.) |
|
|
|
|
| качество голоса |
|
|
|
|
| манеры |
|
|
|
|
Ключевые понятия:
Стиль, мода, деловой стиль, классический стиль, имидж, деловой костюм, вечерний костюм, «dress-code», комплектарность, аксессуары, цветовой тип, макияж, костюм, платье, платки, сумочки, перчатки, украшения, бижутерия, пиджак, брюки, рубашки, туфли, галстуки, перчатки, очки, запонки, часы, ручки, портфели.
Литература:
-
Алехина И. Имидж и этикет делового человека. – М., Дело, 1996. – С. 164-204
-
Кановская М.Б. Этикет. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – С. 386-422
-
Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С. 134-168
-
Кузнецов И.Н. Деловое общение. Деловой этикет. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 242-264
-
Курбатов В.И. Стратегия делового успеха: Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 1995. – 416 с.
-
Стиль одежды для удачной карьеры /Под ред. Н.А.Дубенюк. – М.: Эксмо, 2006. – 128 с.
-
Туркенич Н., Меньшикова О. Кодекс стиля. Справочник делового дресс-кода. – М.: Бератор-паблишинг, 2007. – 192 с.
-
Ягер Дж. Деловой этикет : Как выжить и преуспеть в мире бизнеса /Пер. с англ. – М., Джон Уайли энд Сан, 1994. – С.82-102
-
Flussen A. Dressing The Man. – N.Y.: HarperCollins, 2002. – 360 p.
Интернет-сайты
www.fashiontime.ru
www.stylend.ru
Семинар 3.4
Этикет официальных деловых мероприятий:
приемов, банкетов, презентаций.
Основные вопросы:
-
Прием как официальное деловое мероприятие.
-
Виды официальных приемов:
-
«бокал шампанского»;
-
«завтрак»;
-
«коктейль»;
-
«а ля фуршет»;
-
«обед»;
-
«обед-буфет»;
-
«ужин»;
-
«кофейный (чайный) стол»;
-
«барбекю».
-
Этикет приглашения, прихода на прием, ухода с приема.
-
Рассадка за столом.
-
Одежда на приемах.
-
Этикетные нормы проведения презентаций.
Контрольные вопросы и задания.
-
Каковы функции официального приема в деловом общении?
-
Дайте краткую характеристику основным видам деловых приемов.
-
Составьте текст письменного приглашения на прием по поводу открытия вашей фирмы.
-
Какие факторы влияют на составление плана рассадки гостей?
-
Перечислите основные требования к одежде на приемах.
-
Каковы основные правила проведения презентации?
-
Проверьте свои знания правил организации деловых приемов, ответив на вопросы теста (прил. №21).
Самостоятельная работа.
-
Ситуация: Вы – владелец ресторана. Составьте программу приема «русский чайный стол» для деловых партнеров. Обязательные пункты программы:
-
составление текста официального приглашения;
-
составление списка приглашенных
-
оформление именных карточек;
-
разработка плана рассадки;
-
формирование меню и плана сервировки;
-
оформление приема.
-
Заполните таблицу сравнительного анализа видов официальных приемов:
| «бокал шампанского» | «завтрак» | «коктейль» | «а ля фуршет» | «обед» | «обед-буфет» | «ужин» | «кофейный (чайный) стол» | «барбекю» |
время проведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
приглашение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
наличие именных карточек на столе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
требования к одежде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
особенности рассадки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
меню |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сервировка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оформление приема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ключевые понятия:
Прием, светский прием, «бокал шампанского», «завтрак», «коктейль», «а ля фуршет», «обед», «обед-буфет», «ужин», «кофейный (чайный) стол», «барбекю», «black tie», «white tie», «платье для коктейля», время проведения приема, приглашение, принципы рассадки, схема рассадки, именная карточка, хозяева приема, главный гость, столовые приборы, меню, канапе, светская беседа, презентация, извещение о презентации.
Литература:
-
Алехина И. Имидж и этикет делового человека. – М., Дело, 1996. – С. 164-204
-
Кановская М.Б. Этикет. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. – С. 286-334
-
Сербин И. Профессиональная сервировка. Модные тенденции. – М.: ИД «Ресторанные ведомости», 2005. – 120 с.
-
Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – С.86-143
-
Вознесенская Л.О., Марчук Н.И. Основы международного общения. М., 1997. – С. 82-112
-
Гамильтон Л., Торопов Б. Искусство разговора на любую тему. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 288 с.
-
Ягер Дж. Деловой этикет : Как выжить и преуспеть в мире бизнеса /Пер. с англ. – М., Джон Уайли энд Сан, 1994. – С. 104-132
Интернет-сайты
www.protocol21vek.ru
- Оглавление
- Цели и задачи
- Карта межпредметных связей
- Модульный календарно-тематический план
- Пояснительная записка
- Тема 1.1
- Тема 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма. Управленческая этика.
- Тема 1.3 Этикет как социальное явление.
- Модуль 2. Культура делового общения.
- Тема 2.1
- Культура устной речи в деловом общении.
- Тема 2.2 Кинесика и такесика в деловом общении.
- Тема 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Этикет деловых ситуаций.
- Тема 3.1
- Этикет деловых переговоров.
- Тема 3.2 Этикет деловых мероприятий: приемов, банкетов, презентаций.
- Тема 3.3 Этикет костюма делового человека.
- Тема 3.4 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Семинар 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма.
- Семинар 1.3 Этикет как социальное явление. Деловой этикет.
- Модуль 2. Культура делового общения. Семинар 2.1 Культура устной речи в деловом общении.
- Семинар 2.2 Кинесика, такесика и проксемика в деловом общении.
- Семинар 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Деловой этикет. Этикет деловых ситуаций. Семинар 3.1 Этикет деловых переговоров.
- Семинар 3.5 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Контроль
- Вопросы для подготовки к зачету.
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- Интернет-сайты
- Приложения.
- «Семь принципов ведения дел в России» (1912 г.)
- «Двенадцать принципов ведения дел в России» (1997 г.) Принципы личности
- Принципы профессионала
- Принципы гражданина России
- Принципы гражданина Земли
- Из «Правил деловой этики для сотрудников p&g во всех странах»
- Характерные черты и ценности японской и американской систем бизнеса
- Из кодекса деловой этики компании Hewlett-Packard
- 10.2 Отношения между работниками
- Профессиограмма «Менеджер по гостиничному делу»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер по туризму»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер ресторана»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Предприниматель»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Принципы ведения бизнеса, разработанные «"Круглым столом" в Ко»
- Глава 1. Преамбула.
- Глава 2. Общие принципы.
- Глава 3. Принципы отношения к: Клиентам (потребителям/покупателям)
- Служащим
- Владельцам/вкладчикам
- Поставщикам
- Конкурентам
- Местной общественности
- Кодекс профессиональной этики музейного работника.
- Глобальный этический кодекс туризма Статья 1. Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами.
- Статья 2. Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования.
- Статья 3. Туризм - фактор устойчивого развития.
- Статья 4. Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение.
- Статья 5. Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ.
- Статья 6. Обязанности участников туристского процесса.
- Статья 7. Право на туризм.
- Статья 8. Свобода туристских путешествий.
- Статья 9. Права работников и предпринимателей туристской индустрии.
- Статья 10. Реализация принципов Глобального этического кодекса туризма.
- Тест «Этикетные ситуации»
- Тест «Столовый этикет»
- Тест «Этикет телефонных переговоров»
- Приемы активного слушания
- Пример использования приемов активного слушания.
- Ситуационная задача «Найди своё место»
- Тест «Невербальные средства общения»
- Стандартные фразы деловой переписки. Начало письма
- Связующие элементы письма
- Выражения, используемые в конце письма
- Структура делового письма
- Функционально-ролевая игра «Переговоры»
- Распределение ролей в игре «Переговоры»
- Этап «Начало».
- Этап «Регламент»
- Этап «Разногласия».
- Этап «Решения».
- Этап «Соглашения».
- Тест «Этикет одежды делового человека»
- Тест «Этикет официальных деловых мероприятий»
- Примерный терминологический словарь