1. Организационная структура управления и факторы, ее формирующие.
Любая организация – это система и как любая система она имеет определенное строение. Попытки определить это внутреннее строение организации привели к выделению большого количества различных составляющих и отсутствию единства в понимании между исследователями. Так, например, Аксенова Е.А., описывает проведенное исследование (в опросах и групповых дискуссиях приняли участие более 1000 человек), на основе которого выделяются следующие элементы, составляющие «внутреннюю среду» организации: цель, структура, технология, финансы, управление, персонал.
Выделяются несколько типов или видов структуры организации – линейная, функциональная, дивизионная, матричная и т.д. Рассмотрим каждую из них отдельно.
Линейная структура
– это тип организационной структуры, строго иерархически организованной, характеризующейся разделением зон ответственности и единоначалием. Основные особенности линейной структуры в том, что 1) отношения строятся по принципу «руководство – подчинение»; 2) воздействие возможно только на ограниченный круг непосредственных подчиненных; 3) информация курсирует между руководителями и подчиненными.
Преимущества:
▪ четкая система взаимных связей;
▪ быстрота реакции в ответ на прямые приказания;
▪ согласованность действий исполнителей;
▪ оперативность в принятии решений
▪ простота организационных форм и четкость взаимосвязей.
Недостаткивысокая степень бюрократизациии деятельности отдельных звеньев управления, - длинная цепь организационного воздействия от руководителя до конечного исполнителя. Превалирующая область использования – организации со строгим подчинением и субординацией (например, военные организации).
Функциональная структура
основана на принципе специализации организационных подструктур по функциональным признакам (производство, персонал, финансы, снабжение и др., т.е. однородных видов деятельности). Каждая специализированная функциональная подструктура подчиняется соответственно лицу Высшего руководства, ответственному за это направление деятельности. Рациональность функциональной конфигурации лежит в эффективности специализации. Вместе с тем, разноподчиненность по функциональному принципу рождает проблему множественности подчиненности персонала разным руководителям в соответствии с кругом решаемых задач. Недостатки: высокая степень заинтересованности в реализации целей функциональных подразделений в ущерб общим целям организации. Преимущества: высокий уровень специализации профессиональной деятельности; отсутствие дублирования линейных и функциональных взаимосвязей. Превалирующая область использования – организации со строгим подчинением и субординацией (например, военные организации).
Рис. 3. Фукциональная структура организации.
Линейно-функциональная структура.
Данный тип структуры предприятия характеризуется следующими особенностями: 1) двойное подчинение персонала линейному и функциональному руководителю; 2) специализация управленческого процесса по функциональному признаку; 3) «шахтный» принцип построения организации. Недостатки:во-первых, дублирование функций руководителя и специалистов в процессе управленческой деятельности и во-вторых, неадекватность реагирования на изменения внешней и внутренней среды.Преимущества:рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей; стабильность полномочий и ответственности за персоналом.Превалирующая область использования– небольшие организации с устойчивым типом производства и управления; как элемент общей системы управления в организациях любого типа.
Рис. 4. Линейно-функциональная структура организации.
Дивизионная структура.
Дивизионная структурахарактеризуется тем, что организационные подструктуры основаны на группировке по продукту, рынкам и клиентам.
Прежде всего, это организации продуктовой, потребительской и региональной специализаций. Отличительные признаки: деление организации на элементы происходит по видам товаров и услуг, группам потребителей или географическим регионам; создаются специализированные производственные отделения. Они относительно автономны и самостоятельны в хозяйственной деятельности. Но по ключевым направлениям в разработке нового продукта или освоении нового рынка, т.е. стратегическим факторам, подчиняются штаб-квартире. Недостатки:1) многозвенность управления; 2) рост иерархичности; 3) усложнение информационных связей; 4) рост затрат на содержание аппарата управления.Преимущества:1) оперативность взаимодействия с производителем; 2) повышение скорости реагирования; 3) повышение гибкости системы в целом.Область применениядивизионной структуры:
крупные организации с высокоразвитым специализированным производством;
организации с высоким уровнем диверсификации производства;
при создании филиалов, дочерних компаний и пр.;
при укреплении организаций.
Матричная структура.
Рис. 6. Матричная структура организации.
Матричная организационная структура, прежде всего, - это «решетчатая» организация, построенная по принципу неординарного подчинения исполнителей, а управленческое воздействие осуществляется линейно, функционально и предметно. Основные недостаткитакой структуры: 1) усложнение организационных взаимоотношений; 2) многопоточность информационных взаимосвязей; 3) многоуровневое подчинение исполнителей.
Преимущества:
повышение ответственности исполнителей;
усиление функций руководителей;
быстрота реагирования на изменение внешней и внутренней среды организации.
Превалирующая область использования:специализированные научные организации; крупные научно-производственные комплексы; многопрофильные предприятия; как элемент организационной структуры крупного промышленного предприятия.
Проектная структура.
Рис. 7. Проектная структура организации.
Использование проектной структуры организации предполагает формирование специальной команды руководителей проектов с широкими полномочиями, которые назначаются только на время реализации или осуществления конкретного проекта. К недостаткамтакой организационной структуры можно отнести следующее: усложнение поддержки и развития организации как единого целого; некоторое распыление материальных ресурсов; повышение количества уровней в общей структуре управления – многозвенность.Преимуществамитакой структуры являются: концентрация усилий исполнителей на важнейших направлениях деятельности; высокая гибкость самой структуры; усиление оперативности принятия решений.
Сфера применения структуры такого типа достаточно широка: при разработке новых проектов в действующих организациях, в научных, научно-производственных организациях при реализации уникальных (нехарактерных для данной структуры) проектов и как элемент более широкой организационной структуры.
- 1. Этапы и методы разработки управленческих решений.
- 2. Оценка и анализ затрат на обслуживание и управление производством на фирме.
- Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат
- Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат
- 3. Потребительские рынки и покупательское поведение.
- Факторы, определяющие поведение покупателя.
- Социальные факторы
- Референтные группы
- Роли и статусы
- Личностные факторы
- Возраст и этапы жизненного цикла семьи
- Род занятий
- Экономическое положение
- Образ жизни
- Тип личности и представление о себе
- Психологические факторы
- Мотивация
- Теория мотивации по Зигмунду Фрейду.
- Теория мотивации Абраама Маслоу.
- 2. Анализ материальных и трудовых затрат в себестоимости продукции.
- 3. Методы позиционирования товара.
- 1. Процессные теории трудовой мотивации.
- 2. Структурные сдвиги в составе продукции, методы оценки их влияния на основные показатели фирмы.
- 3. Сегментация рынка.
- 1. Содержательные теории трудовой мотивации.
- 2. Современная банковская система. Банки и их функции.
- 3. Реклама в маркетинге, мероприятия «pr».
- 1. Организационная структура управления и факторы, ее формирующие.
- 2. Современные деньги: их место и роль в экономике. Денежный рынок.
- 3. Формирование спроса, и стимулирование сбыта на разных рынках.
- 1. Сущность антикризисного управления.
- 2. Налоговая система, ее характеристика. Единство и особенности налоговых систем в развитых странах.
- 3. Цели маркетинговых исследований, этапы проведения.
- 1. Централизация и децентрализация управления: достоинства и недостатки
- 2. Фондовая биржа: ее органы, виды биржевых сделок.
- 3. Принципы создания сети распределения (товародвижения), типы каналов распределения; участники каналов распределения
- Проектирование организационных структур управления: методы, этапы, реализация проектов.
- Ценные бумаги: их виды, стоимость, доходность.
- Жизненный цикл товара, особенности управления комплексом маркетинга на различных стадиях жизненного цикла.
- 1. Понятие стратегии. Основные виды стратегий.
- 2. Инфляция, проблемы ее учета в планировании и оценке деятельности предприятий.
- 3. Вербальные и невербальные методы делового общения.
- 1. Методы оценки эффективности инновационных проектов.
- Организация анализа эффективности инновационной деятельности
- 2. Теория издержек производства: понятие, показатели, оценка.
- 3. Источники конкурентных преимуществ.
- Менеджмент и управление. Функции менеджмента
- Заработная плата как цена труда. Методы государственного воздействия на уровень заработной платы.
- Инновационный процесс и его этапы
- Понятие и основные виды организаций.
- Организации могут быть классифицированы по следующим признакам:
- Методы государственного регулирования экономики.
- Организация нормирования труда на фирме: трудовые нормы и нормативы, методы их разработки.
- Основные методы управления.
- Определение доходности (рентабельности) дисконтированных денежных потоков при оценке эффективности капитальных вложений.
- Управление персоналом и его основные задачи.
- Законы организации
- Методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- Понятие человеческого капитала
- Методы планирования.
- К основным методам планирования относятся:
- В последнее время особую популярность приобрели такие методы планирования, как:
- Анализ чувствительности может использоваться:
- Показатели финансового состояния предприятия, их расчеты.
- Стратегии диверсификации
- Методы разработки стратегии развития организации.
- 2. Показатели рентабельности: классификация, расчеты.
- Мотивационный механизм и его элементы
- Этапы стратегического управления.
- Прибыль предприятия: понятие, показатели, взаимосвязь.
- Численность и структура персонала организации
- Управленческий контроль как функция менеджмента.
- Ценовая стратегия фирмы, методы ценообразования
- - Метод полных затрат; - метод предельных затрат; - метода прямых затрат; - метод определения цены на базе стандартных издержек производства; - метода целевой нормы прибыли.
- Аттестация персонала. Понятие, содержание, процедура проведения.
- Коммуникационные сети и процессы в организации.
- Показатели себестоимости и их взаимосвязь
- Методы оценки и отбора персонала
- Производственная структура организации и принципы ее построения
- 2. Производственная программа предприятия: понятие, показатели, оценка выполнения.
- 3. Планирование потребности в персонале
- 1. Принципы менеджмента
- 2. Трудоемкость продукции фирмы: виды, показатели, оценка
- 3. Организационная культура, ее элементы и структура
- 1.Жесткая организационная структура управления и ее разновидности.
- 2. Производительность труда на фирме: понятие, показатели, оценка.
- 3. Стиль руководства, факторы, влияющие на его формирование.
- 1. Гибкие организационные структуры управления.
- 2. Тарифная и бестарифная модель оплаты труда
- 3. Требования к личным качествам руководителей, классификация типов менеджеров
- 1. Основы власти руководителя
- 2. Источники финансирования инвестиционной деятельности предприятий.
- 3. Источники привлечения персонала, их достоинства и недостатки
- 1. Система целей организации
- 2. Инвестиции фирмы: виды, структура, общая характеристика.
- 3. Рабочая группа и ее разновидности
- Конкурентные стратегии
- 2. Оборотные средства фирмы: состав, структура, общая характеристика.
- 3. Конфликты: виды и способы преодоления
- Внешняя и внутренняя среда организации
- Анализ эффективности использования основных фондов фирмы.
- 3. Личность и управление
- Школы менеджмента: эволюция и современность.
- Амортизация основных фондов: сущность, показатели, методы начисления.
- 3. Администратор и лидер. Концепции лидерства
- Бизнес-планы: их основное содержание и области использования.
- Оценка основных фондов фирмы: виды, проблемы оценки и пути их решения
- Понятия, показатели и методы оценки качества товара
- Планы предприятия, их виды, классификация и взаимосвязи.
- 2.Анализ прибыли и рентабельности продукции фирмы.
- 3.Сущность и виды маркетинга