logo search
Шпоры к АПК

2. Предмет и задачи науки управления, методы ее познания

При определении предмета науки следует исходить из анализа управления как особой функции, которая возникла из потребнос­тей производства, осуществляемого в крупных масштабах, при­званной обеспечить единство и согласованность действий, целе­направленность работы коллектива при той или иной форме коо­перации, регулировать и контролировать меру труда и т. д. Следо­вательно, предметом науки управления является не само производство, а специфические отношения, возникающие в про­цессе воздействия на объект управления при переводе его из одно­го состояния в другое, то есть отношения управления производ­ством.

В процессе воздействия на объект управление призвано обеспе­чить оптимальные условия для эффективного его функционирова­ния, при которых достигались бы высокие конечные результаты при минимуме затрат на единицу продукции или услуг. Задача на­уки управления состоит в том, чтобы раскрыть закономерности, принципы и методы эффективного функционирования управляю­щей системы, ее функции и структуру, формы организации труда работников управления и т. д.

Управление сельскохозяйственным производством — один из видов управления. Поэтому оно, естественно, включает наряду со специфическими, присущими только данной сфере общие свой­ства и признаки. Связь управления сельскохозяйственным произ­водством с другими видами управления позволяет при исследова­нии проблем активно использовать данные из различных областей знаний: кибернетики, теории научного управления обществом и других наук, изучающих проблемы управления. Это дает возмож­ность выявить специфику данного вида управления, шире исполь­зовать при анализе его проблем понятия, признаки, выработанные общей теорией управления.

Однако главными методами познания в науке «управления» яв­ляются исследование, изучение специфики управления сельско­хозяйственным производством, выявление его закономерностей.

Главный метод науки — строить предположения, пытающиеся уловить закономерности и зависимость, и проверять на опыте выводы из этих предположе­ний. Главный прием обоснования в науке — эксперимент, опыт­ное доказательство. Главный процесс развития науки — обобще­ния, углубление постепенным сведением уже замеченных регулярностей ко все более общим формулировкам». Задача науки управ­ления — систематизировать массу фактов, выявить существенные связи между ними, то есть изучить закономерности развития всей совокупности управленческих отношений и на этой основе сде­лать выводы и предложения для практики.

Принципы, формулируемые наукой управления, выводятся на основе анализа практики, конкретных факторов, но, чтобы они не устарели сразу же, они должны содержать элементы предвидения, учета тенденций и направлений развития управляемого объекта и движения субъекта управления.

Наука управления производством занимает определенное мес­то в системе общественных и экономических научных знаний, от­носится к экономическим наукам, поскольку объект ее — произ­водство, и она изучает отношения людей в процессе управления им.

Наука управления тесно связана с философскими науками. Роль и задачи науки управления состоят в том, чтобы, ис­пользуя познанные общетеоретическими науками законы, пре­вратить их в материальную силу, организационную практику.

Наука управления широко использует достижения конкретных экономических наук: экономики сельского хозяйства, организации производства, пла­нирования и прогнозирования, финансов и учета, статистики, ана­лиза хозяйственной деятельности, НОТ и др. Она охватывает всю систему знаний об управлении, совокупность отношений управле­ния, а не отдельные их стороны.

Наука управления тесно связана с правовыми науками, кото­рые определяют юридические основания управленческой деятель­ности, регламентируя их.

В методологическом аспекте особое значение имеет конкрет­но-исторический подход, так как эти отношения более динамич­ны, чем экономические и социальные. Важным является системный подход, предполагающий учет количественных и качествен­ных изменений взаимосвязей в системе управления во времени и в пространстве и их динамике. Системный подход требует рас­смотрения управления в единстве организационно-технических и социально-экономических аспектов, одновременного учета глав­ных сторон изучаемых явлений и процессов. Кроме общих мето­дов познания управлению свойственны специфические: организа­ционный анализ; организационное нормирование и проектирова­ние; графические методы изображения организационных отноше­ний и др.