22. Управление оборотными средствами предприятия. Фин циклы. Текущие фин потреб-ти.
Оборотные средства: производственные запасы, дебиторская задолженность, товарные запасы, деньги, краткосрочные финансовые вложения. Критерием эффективности управления оборотными средствами является в первую очередь время их оборота, в соответствии с этим критерием выделяются частные критерии по управлению оборотными средствами.
-
I внеоборотные активы
III капитал и резервы
IV долгосрочные обязательства
II оборотные активы
V кредитные обязательства
А) СОС(собственные оборотные средства)=III – I (собственные средства – внеоборотные активы)
У Ковалева другая формула: СОС=(III+IV) – I
(III+IV) это постоянные обязательства.
Б) Текущие финансовые потребности. ТФП=(II – ДС) – V
(ДС – это денежные средства) ТФП определяют настоящую сиюминутную потребность в привлечении денежных средств для обеспечения бесперебойного функционирования бизнеса. (чем меньше ТФП тем эффективнее оценивается бизнес).
Зная ТФП мы можем найти и СОС=ДС+ТФП
[В) Продолжительность оборота дебиторской задолженности и продолжительность оборота кредиторской задолженности. Кредиторскую задолж-ть необходимо погашать лишь в критичном случае (тогда эффективное управление оборотными средствами)
Если с нами расплачивались за 27 дней, а мы погашали за 24 дня, то изменение условий, что нам погасят за 16 дней, а мы должны погасить задол-ть за 12 дней нам не выгодно, так как разница увеличилась.] – это наверно не надо.
Под чистыми оборотными активами понимают разность между ТА и ТО.
Оборотные средства (ОС) являются мобильной частью активов предприятия. ОС включают в себя: материально-производственные запасы и затраты (сырье, материалы, незавершенное производство); готовую продукцию; дебиторскую задолженность; денежные средства; авансы выданные; краткосрочные финанс. вложения.
По степени ликвидности различают медленно реализуемые, быстрореализуемые и абсолютно ликвидные оборотные активы.
К медленно реализуемым относят запасы сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции. При этом запасы готовой продукции являются наиболее ликвидной частью медленнореализуемых активов. Финансовый менеджер на основе анализа конъюнктуры рынка должен разрабатывать прогноз о предполагаемых продажах на ближайший период. В противном случае выпущенная продукция может осесть на складах, в результате чего значительная часть денежных средств может быть отвлечена из оборота, что может повлиять на финансовое состояние предприятия.
Менее ликвидны запасы сырья и материалов. Поэтому задачей фин. менеджера является определение
оптимальной величины запасов, необходимых для бесперебойного процесса производства и реализации продукции. Фин. менеджер должен исходить из запланированного объема производства и учитывать издержки по складированию и хранению запасов и материалов, потери от порчи и снижения качества, степень риска в случае изменения производственной программы, изменение цены в зависимости от закупаемой партии и др. факторов.
Размер ден. средств , вложенных в незав. производство во многом зависит от длительности производственного цикла, который в свою очередь определяется технологией производства продукции, ее тех-эконом. характеристиками и потребительскими свойствами.
К быстрореализуемым ОС относят дебиторскую задолженность, поскольку она способна достаточно быстро трансформироваться в денежные средства. Она включают в себя: дебит. задолженность по основной деятельности, т.к. п/п-я в основном продают готовую продукцию в кредит ; дебит. задолженность по финансовым операциям; авансы служащим; средства на депозитах.
при управлении дебит. задолженностью следует учитывать, что часть ее может быть не оплачена в результате нарушения взаимных обязательств п/п-й. Анализируя возможности трансформирования дебит. задолженности в денежные средства, необходимо оценить сумму безнадежных долгов. ЕЕ можно рассчитать исходя из величины неоплаченной дебит. задолженности за предшествующий плановый
период с учетом изменений в экономической ситуации. Для оценки применяются два метода.
В первом методе за основу принимается процентное отношение погашенной дебиторской задолженности к объему реализации. При втором методе определяется процентное отношение неоплаченных счетов или векселей к их общему объему.
К абсолютно ликвидным активам относятся денежные средства в кассе и на счетах в банке. В составе оборотных средств учитываются денежные средства, предназначенные для текущих денежных платежей.
Задачей фин. менеджера является определение соотношения между денежными средствами и ценными бумагами. При решении этой задачи следует оценить , с одной стороны, преимущества создания запасов денежных средств, издержки, связанные с их хранением, с другой стороны, затраты по краткосрочному вложению денежных средств в ценные бумаги с доходами по ценным бумагам. Находясь в постоянном движении, оборотные активы обеспечивают бесперебойный процесс производства. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм стоимости: из денежной она превращается в товарную , затем в производственную и снова в товарную и денежную.
Финансовый цикл начинается с момента оплаты поставщикам материалов (погашение кредиторской задолженности) и заканчивается в момент получения денег от покупателя (погашение дебиторской задолженности)
Продолжительность финансового цикла. Финансовый цикл начинается с момента оплаты сырья и материалов и заканчивается поступлением денежных средств за отгруженную продукцию.(схема)
ППЦ:
Средняя себестоимость за период ⁄ величина ТМЗ = число оборотов
Кол-во рабочих дней ⁄ число оборотов = длительность одного оборота в днях
ПФЦ:
ПФЦ=ППЦ – период оборота кредиторской задолженности(ПКЗ)+период оборота дебиторской зад-ти (ПДЗ)
Чем короче ПФЦ тем эффективнее оценивается бизнес (он будет короче если ПКЗ увел-ся, а ПДЗ умен-ся).
- 1. Классич школа мен-та. Предпосылки. Науч орг-ия труда и админ подход.
- 2. Школа человеческих отн-ий. Предпосылки. Хотторнские эксперименты.
- 3. Школа науки управления. Процессный, системный и ситуационный подходы в управлении.
- 4. Предмет и роль мен-та. Теория и практика мен-та на совр этапе. Хаар-ка мен-ра как субъекта упр-ия.
- 3 Уровня упр-ия:
- 5. Орг культура. Классиф-я орг культур. Формир-е орг культуры.
- I)отношение ко времени
- II)отношение к природе
- 6. Функция руководства. Теории руководства. Основные концепции лидерства.
- 3 Группы теорий о рук-ве:1). Теории черт хар-ра 2). Теории поведения. 3). Теории случ-тей.
- 7. Функция организации: разделение труда и департаментализация
- 8. Распределение власти. Делегирование полномочий и децентрализация
- 9. Функция контроля. Предпосылки. Процесс контроля. Классификация, принципы эффективного контроля.
- 10. Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
- 11. Анализ потребительского рынка. Сегментация и отбор целевых сегментов рынка.
- 13. Организация маркетинговых исследований на предприятии.
- 14. Осн виды организационных структур
- 15. Управление конфликтами.
- 16. Понятие команды. Методы форм-ния команд. Развитие команды: от традиц контроля к самоупр-нию.
- 17.Западно-Европейская концепция фин рычага
- 18. Эффект операц рычага. Степень воздействия эффекта операционного рычага.
- 19. Оценка финансовой устойчивости п/п
- 20. Стоимость и целевая структура капитала
- 22. Управление оборотными средствами предприятия. Фин циклы. Текущие фин потреб-ти.
- 23.Теория эффективных рынков. Ожидаемая норма дохода.
- 24. Оценка стоимости бизнеса : основные методы
- 25. Анализ безубыточности. Критический объём производства.
- 26. Показатели ликвидности активов предприятия. Анализ ликвидности баланса предприятия.
- 27 . Циклическое развитие рцб: теория Доу. Численные индикаторы.
- 28. Управление ликвидностью коммерческого банка
- 29. Управление банковскими рисками: классификация и методы их снижения.
- 30.Портфельный анализ. Матрица бкг.(Бостонской консалтинговой группы
- 31. Основные виды стратегий
- 3.Стратегии диверсификации:
- 32. Процесс разработки и реализации стратегии п/п.
- 34. Алгоритм процесса Принятия управленч решения.
- 35. Организация разработки управленческого решения.
- 37 Классификация корпоративных информационных систем (кис).
- 38. Системы mrp, mrp II, erp: эволюция развития.
- 39. Понятие кризиса, типология, его функции и динамика
- 40. Процедуры антикризисного управления.
- 41. Модель управления запасами
- 42. Производственная логистика. Принципы рациональной огр-и производства. Тянущие и толкающие системы упр-ния материальными потоками.
- 8)Обеспечение обратн связи
- 43. Управление деловой карьерой персонала.
- 2 Этапа.
- 1). Для сотр-ка:
- 2). Для отдающей стороны:
- 1). Построение схем управления.
- 51. Процессный и системный подходы в управлении качеством.
- 59. Трансфертное ценообразование в транснациональных компаниях
- 69. Понятие документооборота и документопотока
- 73. Англо-американская и континентальная модели корпоративного управления
- Модели корпоративного управления
- 77. Дерево факторов стоимости: основные понятия и определения
- 2.3. Правила и принципы построения дфс
- 78. Финансовые подходы к оценке стоимости компании ( не полный)