Семинар 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма.
Основные вопросы:
-
Нравственные качества специалиста СКСТ.
-
Профессионализм – основа профессиональной этики.
-
Этика партнерских отношений в сфере СКСТ.
-
Управленческая этика. Стили управления.
-
Правила корректирующего поведения руководителя.
-
Профессиональные кодексы этики и особенности этического кодекcа в сфере сервиса.
Контрольные вопросы и задания.
-
Каковы особенности профессиональной этики специалиста социально-культурного сервиса и туризма?
-
Утверждается, что для специалиста сервисных отраслей отсутствие положительных нравственно-этических качеств является достаточным основанием для заключения об их профессиональной непригодности. Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте ответ.
-
Профессиональная этика является и причиной и следствием высокого уровня профессионализма. Докажите и проиллюстрируйте на примерах данное утверждение.
-
Приведите примеры соблюдения и нарушения принципа честности бизнеса в сфере сервиса и туризма.
-
Какие современные тенденции развития общества необходимо учитывать при разработке кодексов профессиональной этики в сфере сервиса?
Самостоятельная работа
-
На основе анализа профессиограмм ряда профессий СКСТ (прил. №7), используя собственные представления о специфике будущей профессиональной деятельности, составьте моральный «портрет» специалиста, работающего в сфере туризма, гостеприимства, социально-культурного сервиса.
-
Изучите документ «Принципы ведения бизнеса» Круглого стола Ко (прил. №8), принятый в 1994 г. в швейцарском городке Ко лидерами бизнеса Японии, Западной Европы и США. На основе имеющегося теоретического материала смоделируйте свой вариант профессионального этического кодекса с учетом особенностей специальности «Социально-культурный сервис и туризм». В качестве помощи в решении этого вопроса можно воспользоваться примером кодекса по специализации «Социально-культурный сервис» (прил. №9) и следующей схемой, которая отражает основные пункты раскрытия темы с учетом специализации:
-
Дело (мотивация, цели, средства, профессия, «Я» в деле);
-
Другие люди (партнеры, клиенты, сослуживцы, социальные группы);
-
Общество (государство, чиновники, законы, общественное мнение);
-
Природа (экологические проблемы мира, региона, страны, экология культурно-исторического наследия).
-
На основе Глобального этического кодекса туризма (ГЭКТ) (прил. №10), используя в качестве примеров корпоративные кодексы различных зарубежных и российских компаний, составьте модель корпоративного кодекса российской туристической компании.
Ключевые понятия:
Сервис, социально-культурный сервис, туризм, гостиничный сервис, ресторанный сервис, услуга, профессия, профессиограмма, компетентность, профессионализм, профессиональная мобильность, конкурентоспособность, профессиональная культура, професионально-важные качества личности.
Литература:
-
Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007. – С.209-218
-
Биржаков М.Б. Введение в туризм. – Изд-е 9-е, пер.и доп. – СПб.: «ИД Герда», 2007. – С.128-212, 324-367
-
Глобальный Кодекс этики туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2000. - N 4. - С. 45-46.
-
Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии // Туризм: экономика и учет. - 2000. - №6. - С. 3-38.
-
Профессиональная этика и этикет: Метод. указания /Сост. Загорская Л.М. – Новосибирск: НГТУ, 2003
-
Рассохин О. Отраслевые союзы: "за" и "против" // Туризм: практика, проблемы, перспективы. - 2004. - №11. - С. 14-15
-
Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
-
Руденко А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма: Учеб. пособие. –Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 313 с.
-
Свириденко Ю., Мазаева Н., Платонова Н., Красникова Е., Романович В., Прокопенко А., Феоктистов Н., Амалицкий В. О концепции развития сферы сервиса в Российской Федерации // Вестник высшей школы. – 2000. - №5. –С. 25-29; №6. – С. 21-22, 26
-
Чиликина Г. Корпоративная культура в туризме // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2004. - № 11. - С. 18-21
- Оглавление
- Цели и задачи
- Карта межпредметных связей
- Модульный календарно-тематический план
- Пояснительная записка
- Тема 1.1
- Тема 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма. Управленческая этика.
- Тема 1.3 Этикет как социальное явление.
- Модуль 2. Культура делового общения.
- Тема 2.1
- Культура устной речи в деловом общении.
- Тема 2.2 Кинесика и такесика в деловом общении.
- Тема 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Этикет деловых ситуаций.
- Тема 3.1
- Этикет деловых переговоров.
- Тема 3.2 Этикет деловых мероприятий: приемов, банкетов, презентаций.
- Тема 3.3 Этикет костюма делового человека.
- Тема 3.4 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Семинар 1.2 Профессиональная этика в сфере социально- культурных услуг и туризма.
- Семинар 1.3 Этикет как социальное явление. Деловой этикет.
- Модуль 2. Культура делового общения. Семинар 2.1 Культура устной речи в деловом общении.
- Семинар 2.2 Кинесика, такесика и проксемика в деловом общении.
- Семинар 2.3 Культура письменной речи и административный речевой этикет
- Модуль 3 Деловой этикет. Этикет деловых ситуаций. Семинар 3.1 Этикет деловых переговоров.
- Семинар 3.5 Этические нормы организации предметно- пространственной среды учреждения скст
- Контроль
- Вопросы для подготовки к зачету.
- Рекомендуемая литература Основная:
- Дополнительная:
- Интернет-сайты
- Приложения.
- «Семь принципов ведения дел в России» (1912 г.)
- «Двенадцать принципов ведения дел в России» (1997 г.) Принципы личности
- Принципы профессионала
- Принципы гражданина России
- Принципы гражданина Земли
- Из «Правил деловой этики для сотрудников p&g во всех странах»
- Характерные черты и ценности японской и американской систем бизнеса
- Из кодекса деловой этики компании Hewlett-Packard
- 10.2 Отношения между работниками
- Профессиограмма «Менеджер по гостиничному делу»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер по туризму»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Менеджер ресторана»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Профессиограмма «Предприниматель»
- Доминирующие виды деятельности:
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
- Принципы ведения бизнеса, разработанные «"Круглым столом" в Ко»
- Глава 1. Преамбула.
- Глава 2. Общие принципы.
- Глава 3. Принципы отношения к: Клиентам (потребителям/покупателям)
- Служащим
- Владельцам/вкладчикам
- Поставщикам
- Конкурентам
- Местной общественности
- Кодекс профессиональной этики музейного работника.
- Глобальный этический кодекс туризма Статья 1. Вклад туризма во взаимопонимание и уважение между народами и обществами.
- Статья 2. Туризм - фактор индивидуального и коллективного совершенствования.
- Статья 3. Туризм - фактор устойчивого развития.
- Статья 4. Туризм - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение.
- Статья 5. Туризм - деятельность, выгодная для принимающих стран и сообществ.
- Статья 6. Обязанности участников туристского процесса.
- Статья 7. Право на туризм.
- Статья 8. Свобода туристских путешествий.
- Статья 9. Права работников и предпринимателей туристской индустрии.
- Статья 10. Реализация принципов Глобального этического кодекса туризма.
- Тест «Этикетные ситуации»
- Тест «Столовый этикет»
- Тест «Этикет телефонных переговоров»
- Приемы активного слушания
- Пример использования приемов активного слушания.
- Ситуационная задача «Найди своё место»
- Тест «Невербальные средства общения»
- Стандартные фразы деловой переписки. Начало письма
- Связующие элементы письма
- Выражения, используемые в конце письма
- Структура делового письма
- Функционально-ролевая игра «Переговоры»
- Распределение ролей в игре «Переговоры»
- Этап «Начало».
- Этап «Регламент»
- Этап «Разногласия».
- Этап «Решения».
- Этап «Соглашения».
- Тест «Этикет одежды делового человека»
- Тест «Этикет официальных деловых мероприятий»
- Примерный терминологический словарь