logo search
ГОСы ГРНЭ 2015г

88. Понятие организационной структуры управления и ее основные элементы. Виды организационных структур.

Организационная структура управления – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая:

Бюрократические (механистические) орг структуры управления отличаются:

Они основаны на принципах концепции рациональной бюрократии М.Вебера.

Виды бюрократических организационных структур:

  1. Линейная(Преимущества:1)единство и четкость распорядительства, 2) согласованность действий, 3) простота управления, 4) четкая ответственность, 5) оперативность в принятии решений, 6) личная ответственность руководителя за конечные результаты)

  2. Линейно-штабная, линейно-функциональная, (Преимущества: 1) более глубокая проработка стратегических вопросов, 2) некоторая разгрузка высшего руководства, 3) возможность привлечения консультантов и экспертов, 4) служит переходом к более эффективным органическим структурам управления)

  3. Функциональная(Преимущества: 1) высокая компетентность специалистов, 2) освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов, 3) стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов, 4) исключение параллелизма в выполнении управленческих функций, 5) уменьшение потребности в специалистах широкого профиля).

  4. Дивизиональная(Преимущества: 1) обеспечивает управление многопрофильными предприятиями, удаленными друг от друга, 2) отделения (дивизионы) становятся «центрами получения прибыли», 3) более тесная связь производства с потребителями, 4) Больше гибкости и быстрее реакция на изменения внешней среды, по сравнению с линейной и линейно-функциональной).

Адаптивные организационные структурыуправления отличаются

  1. Проектная (Преимущества: 1) концентрация усилий для решения единственной задачи (проекта), 2) высокая гибкость управления, 3) сокращение численности управленческого аппарата по сравнению с иерархическими структурами).

  2. Бригадная(Преимущества: 1) сокращение управленческого аппарата, 2) максимальное использование знаний и компетентности кадров, 3) работа в группах создает условия для самосовершенствования, 4) возможность применения эффективных методов планирования и управления, 5) сокращается (или отпадает) потребность в специалистах широкого профиля).

  3. Матричная (программно-целевая)(Преимущества: 1) Быстрая реакция и адаптироваться к внутренним и внешним условиям, 2) повышение творческой активности управленческого персонала, 3) глубокая специализация работников всех уровней, 4) децентрализация управления, демократические принципы руководства, 5) усиление контроля за выполнением решения (двойной контроль), 6) сокращение нагрузки на руководителей высшего уровня управления, 7)повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов).