logo search
otvety_na_gosy

3. Рабочая группа и ее разновидности

В общем виде под группой понимают двух и более лиц, кото­рые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других лиц и одновременно нахо­дится под их влиянием.

Объединение работников в группы позволяет решать ряд задач:

Особое место в процессе работы кружков и других целевых групп занимает выявление наиболее творческих и инициатив­ных работников — неформальных лидеров.

Выделяют следующие виды групп: группы руководителей; целевые (рабочие) группы; комитеты.

Труппа руководителей состоит из руководителя и его непо­средственных подчиненных.

Целевые (рабочие) группы состоят из лиц, работающих вместе над одним заданием.

Комитеты — подразделения организации, которым делеги­рованы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Иногда их называют советами, комиссиями. Целевые группы могут быть организованы как из рабочих, так и специалистов (временные творческие коллективы, кружки и груп­пы контроля качества; проектные, программные группы и т.д.).

Целевые группы (временные творческие коллективы), создан­ные из инженеров и научных работников, отличаются от круж­ков качества тем, что действуют на основе заранее сформулиро­ванной задачи, имеют более сложные цели и всегда носят вре­менный характер. Они могут создаваться на разные сроки: два-три и более лет.

Распространена практика формирования целевых групп из ученых, работающих в различных научно-исследовательских под­разделениях фирмы. Создание таких групп для разработки ка­кой-либо одной важной проблемы дает возможность выйти за рамки существующих отделов и лабораторий, что является важ­ным фактором повышения эффективности научных исследова­ний. Группы создаются как для проработки отдельных органи­зационных или технических вопросов, так и для решения слож­ных кардинальных проблем.

На эффективность работы групп влияют такие факторы:

. статус и функциональная роль членов группы.

Перед формированием целевой группы (временного творче­ского коллектива) необходимо провести морфологический ана­лиз, в результате которого общая задача разбивается на ряд под­задач и выявляются возможные альтернативы их решения. Каж­дая подзадача разбивается в свою очередь на этапы.

Чтобы сформировать коллектив исполнителей, нужно распо­лагать перечнем всех подзадач, которые должны быть решены в процессе выполнения работы; характеристиками каждой подза­дачи с определением требований к их потенциальным исполни­телям. Кроме того, необходим банк данных по всем возможным исполнителям работы. При разделении поставленной задачи на подзадачи каждому исполнителю необходимо знать концепцию проектирования всего объекта.

Новой тенденцией является выделение кадровых служб для нужд временных организационных структур, занимающихся про­цессом нововведений. Такие кадровые службы также носят вре­менный характер и перемещаются по подразделениям в соответ­ствии со стадиями реализации проекта.

Фактическим организатором работы по привлечению и раз­витию персонала становится руководитель конкретного иннова­ционного проекта, который воплощает свою идею и материаль­но заинтересован во внедрении новшества.

Руководитель подразделения определяет количество испол­нителей каждой подзадачи исходя из того, что один исполни­тель выполняет от двух до трех этапов работы. На стадии разра­ботки и реализации идей, выдвинутых целевыми группами, ино­гда создаются так называемые проектные группы, отличающие­ся большими масштабами выполняемых работ и большей чис­ленностью исполнителей.

В любую целевую группу подбирают наиболее подготовлен­ных специалистов с потенциалом несколько выше требуемого. Но даже при самом тщательном подборе почти всегда есть раз­личие между исполнителями по степени подготовленности к выполнению возлагаемой на них задачи. В связи с этим должно

предусматриваться обучение менее опытных исполнителей более квалифицированными. Иногда организуются краткосрочные за­нятия, где каждый специалист получает возможность лучше пред­ставить себе смысл коллективной задачи и основные подходы к ее решению. Еще большее значение приобретает предваритель­ное обучение при создании проектных групп, работа которых носит более долговременный и комплексный характер. В этих случаях для специалистов могут проводиться специальные се­минары. Программа семинара должна охватывать ознакомление его участников с особенностями организации работ в проектной группе, со спецификой планирования, принципами, установле­ния приоритетности в выполнении работ, методами поиска оп­тимальных решений на основе анализа реальных ситуаций.

Уделяется также внимание отработке практических навыков совместной работы в группе. На семинаре происходит знакомство специалистов с будущим руководителем проекта, который про­водит несколько занятий. Это позволяет ему установить контакт с участниками проектной группы и подготовить их к предстоя­щей деятельности. По окончании семинара его участникам вы­дается специальный сертификат на право работать над проектом.

В США практикуется также создание межфирменных целе­вых и проектных групп. Обычно в их состав привлекаются спе­циалисты из внешних научно-исследовательских организаций. В результате такой кооперации от фирмы могут отделяться инно­вационные структуры, в которых заняты как члены групп, так и другие научные кадры.

Выводы

1.  Персонал, занятый научными исследованиями и разработками (научные работники), — это совокупность лиц, чья творческая деятель­ность, осуществляемая на систематической основе, направлена на уве­личение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок. В его составе выде­ляют четыре категории: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал.

2.  В науке больше, чем в любой другой сфере деятельности, успех зависит от индивидуальных способностей работников, степени их под­готовки, желаний и т.д. В таких условиях управлять человеком извне становится все сложнее, наибольшее значение при этом получают мето­ды руководства, предполагающие соучастие (партисипативные методы).

3.  Большое значение для работников, занятых научной деятельно­стью, имеет мотивация. В этой связи важную роль играет классифика­ция и анализ факторов — мотиваторов, а также изучение поведения личности как функции его восприятия и ожиданий, связанных с дан­ной ситуацией. При этом следует иметь в виду, что наряду с первич­ными потребностями, которые удовлетворяются с помощью денег, есть более возвышенные потребности — в знаниях, авторитете, творчестве. Нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции и т.д. часто имеют определяющее значение для ученых.

4.  В связи с удлинением сроков подготовки специалистов большое значение приобретает кадровое планирование в научных организациях.

5.  Важное значение для повышения эффективности труда научных работников приобретает выбор оптимального расписания (режима) их работы. Среди наиболее перспективных обычно выделяют разновидно­сти гибкого графика.

6.  Специфической особенностью научной деятельности в настоя­щее время является ее коллективный характер. Это предполагает тща­тельное изучение вопросов создания и функционирования целевых групп.

____________________________________________________________________________________

Экзаменационный билет № 26

______________________________________________________________