1.3. Предприятие как сложная система управления
Производственное предприятие состоит из множества производственных ячеек и подвержено воздействию огромного количества изменяющихся факторов, что делает обеспечение его функционирования чрезвычайно сложной задачей. Но, с другой стороны, по своим характеристикам предприятие соответствует большой сложной системе и обладает ее признаками, а это позволяет подойти к предприятию как к системе управления (системный подход).
Основными признаками системы управления являются:
во-первых, наличие цели, стоящей перед системой. Цель придает смысл существованию предприятия, объединяет людей, работающих на нем;
во-вторых, наличие некоторого числа участников, которые, объединяя усилия, обеспечивают реализацию цели;
в-третьих, наличие внутреннего координирующего центра, то есть административно-управленческого аппарата, придающего предприятию стабильность, а внутренним и внешним связям устойчивость;
в-четвертых, реализация принципа саморегулирования системы за счет принимаемых аппаратом управления на основе располагаемой информации решений;
в-пятых, обособленность предприятия, наличие границ, отделяющих его от внешнего окружения, в том числе от других предприятий.
Каждое предприятие следует рассматривать как организационно-техническую и социально-экономическую систему, состоящую из подсистем, которые можно сгруппировать по различным признакам. Кроме того, предприятие является сложной иерархической системой, в которой в качестве ступеней иерархии выступают производство, цех, участок, бригада, рабочее место. При этом каждая верхняя ступень представляет собой элемент внешней среды для нижних ступеней, а каждая нижняя является элементом внутренней среды для верхней ступени.
Управляющей подсистемой предприятия являются органы управления (административно-управленческий аппарат), а управляемой – коллектив предприятия в процессе его производственно-хозяйственной деятельности. Само предприятие принято рассматривать как открытую систему, тесно связанную и взаимодействующую как с внешней средой, так и зависящую от характеристик внутренней среды. Внутренняя и внешняя среда во многом определяют организационные цели предприятия. Цели оказывают обратное воздействие на предприятие и особенности построения его структуры и функционирования.
Таким образом, управление предприятием представляет собой целенаправленное, упорядоченное воздействие органов руководства, администрации предприятия на производственный коллектив с целью эффективного ведения производства.
Основной целью управления предприятием является создание условий, необходимых для его планомерной и бесперебойной работы. Исходя из этого, в процессе управления реализуются две основные задачи:
– долговременная задача нацелена на приобретение управляемым объектом качественно новых свойств и количественных характеристик на основе различных нововведений (технических, технологических, организационных, управленческих);
– оперативная задача направлена на поддержание сложившейся организации производства и труда и четкую координацию хода производства.
Эти задачи внутренне противоречивы, но неизбежны и обязательны при любом управлении производственной системой.
- В. А. Цыганков система управления наукоемким производством Учебное пособие
- Isbn 978-5-8149-0990-9
- 1.2. Отраслевая принадлежность предприятий и отраслевая структура экономики
- 1.3. Предприятие как сложная система управления
- 1.4. Производственные системы, их свойства
- Глава 2. Система управления промышленным предприятием: цели, задачи, принципы, методы и функции управления
- 2.3. Методы управления предприятием
- 2.4. Функции управления предприятием
- Глава 3. Структура предприятия
- 3.2. Принципы формирования и трансформации организационных структур управления
- 3.3. Производственная структура предприятия
- Глава 4. Целевые подсистемы управления, их характеристика
- 4.1. Стратегия и тактика обеспечения организационно-экономической устойчивости
- 4.2. Управление качеством
- 4.3. Управление ресурсами и производственными запасами
- 4.4. Управление развитием производства
- Глава 5. Функциональные подсистемы управления, их влияние на деятельность предприятия
- 5.1. Технико-экономическое, организационное и социальное планирование
- 5.2. Организация и управление маркетинговыми исследованиями
- 1. Комплексное изучение и прогнозирование рынка.
- 4. Проведение коммуникационной политики.
- 5.3. Техническая подготовка производства
- Комплексная организация подготовки производства предусматривает комплекс работ, которые включают:
- – Организацию информационного обеспечения процесса подготовки производства;
- – Организацию научных исследований, изобретательства, рационализации и патентной работы;
- Глава 6. Обеспечивающие подсистемы управления, их содержание и значение
- 6.3. Нормативные подсистемы управления
- Глава 7. Стратегическое управление предприятием
- 7.1. Проблемы стратегического управления
- 7.2. Этапы и процессы стратегического управления Основные этапы стратегического управления могут быть представлены в следующей последовательности:
- 7.3. Направления выработки стратегии предприятия
- 7.4. Формы стратегического управления
- Глава 8. Оперативное управление предприятием
- 8.1. Система оперативного управления производством
- 8.2. Межцеховое оперативное управление
- Глава 9. Формирование специальных функций управления
- Управление материально-техническим снабжением
- Управление ремонтным хозяйством Основной задачей ремонтной службы предприятия является обеспечение рациональной эксплуатации оборудования и своевременный, доброкачественный его ремонт.
- Управление инструментальным хозяйством
- Управление транспортным хозяйством
- Библиографический список
- Оглавление