logo
ВСЁ(воропаев)

18. Функциональные показатели качества.

Функциональные показатели характеризуют свойства, определяющие функциональную пригодность продукции удовлетворять заданные потребности. Они объединяют следующие показатели:

-показатели функциональной пригодности характеризуют техническую сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, единичные показатели – грузоподъемность, вместимость и водонепроницаемость, комплексные – калорийность, производительность);

-показатели надежности продукции характеризуют ее способность сохранять во времени (в установленных пределах) значения всех заданных показателей качества при соблюдении заданных режимов и условий применения, технического обслуживания, ремонта, хранения и транспортировки. Единичными показателями надежности являются показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности и сохраняемости, комплексными (несколько свойств) – безотказность и восстанавливаемость:

=показатели безотказности характеризуют свойства технически сложных товаров (фотоаппаратов, телевизоров) сохранять работоспособность в течение некоторого времени (например, коэффициент технического использования);

- показатели эргономичности продукции. Данные показатели характеризуют удобства и комфорт продукции в производственных и бытовых процессах системы «человек —предмет —среда». В эту группу входят подгруппы гигиенических, антропометрических, физиологических ,психофизиологических и психологических показателей:

=гигиенические показатели –показатели качества изделий и элементов их конструкций, которые при эксплуатации влияют на организм человека и его работоспособность (уровень освещенности, вентилируемости, температуры);

=антропометрические показатели –показатели качества продукции и элементов ее конструкции, которые обеспечивают рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т.д. учетом размеров, формы и массы тела;

-показатели эстетичности продукции. Эти показатели характеризуют эстетическое воздействие продукции на человека и предназначены для оценки ее эстетической ценности, степени соответствия эстетическим запросам тех или иных групп потребителей в конкретных условиях потребления. Выделяют подгруппы показателей художественной выразительности, рациональности формы, целостности композиций, совершенства производственного исполнения и сохранности товарного вида

=рациональность формы определяет соответствие формы объективным условиям эксплуатации продукции, а также выражение в ней функционально-конструкторской сущности продукции;

=целостность композиции определяет гармоническое единство частей и целого, органическую взаимосвязь элементов формы изделия, его согласованность с другими изделиями;