2.1. Системный анализ как основа научного исследования
Системный подход к анализу систем управления возник в ответ на требования практики, поставившей менеджеров перед необходимостью изучения и проектирования систем управления сложными объектами с учетом их взаимодействия с окружающей средой и в условиях неполноты знаний (недостатка информации) об объекте управления, ограниченности ресурсов, дефицита времени и др.
Задачи исследования и проектирования первоначально формулируются в самом общем виде, с большой степенью неопределенности (например, « Как улучшить деятельность предприятия?»), что связано с отсутствием информации как о том, что изучаемый объект делает (каковы функции системы), так и о том, каким образом это осуществляется (какие схемы реализуют эти функции). Поэтому на практике процесс исследования (познания) и реализации полученных знаний для улучшения или создания новых объектов, методов всегда представляет собой сложную, переплетающуюся и многократно повторяющуюся последовательность операций анализа и синтеза.
Системный подход — это такое направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-экономической системы.
Понятие «система» - чаще всего определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность какого-то образования (природного объекта, организации и др.). При этом полагается, что свойства системы зависят, но не определяются свойствами входящих в нее элементов. Другими словами, сумма свойств элементов, из которых строится система, не определяют ее свойства. Две системы, построенные из одних и тех же элементов, могут иметь совершенно различные свойства. К примеру, из одних и тех же кирпичей (элементов) могут быть построены совершенно различные объекты: здание , забор и др., различающиеся по своему назначению и функциональным характеристикам. В основе природных систем также лежат одни и те же элементы, но как велико их ранообразие!!!
Для понимания системы как единого целого важно те только знать функциональную роль каждого из входящих в неё элементов, но и связи, которые существуют между элементами (либо возникают или исчезают в процессе эволюции системы).
Системный анализ — это комплекс исследований. направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку мероприятий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.
Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда, которые применялись ранее.
Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится и на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Это обусловлено следующими причинами:
местом и ролью организации в окружающей среде;
продолжительностью и трудоемкостью работ, связанных с предпроектным обследованием;
подбором материалов для проведения исследования;
выбором метода исследования;
обоснованием экономической, технической и организационной целесообразности;
разработкой компьютерных программ.
Конечной целью системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.
В соответствии с главной целью необходимо выполнить следующие исследования системного характера:
1) выявить общие тенденции развития данного предприятия и его место и роль в современной рыночной экономике;
2) установить особенности функционирования предприятия и его отдельных подразделений;
3) оценить связи предприятия с элементами окружающей среды, оценить как достижение поставленной цели повлияет на эти связи и функционирование элементов внешней среды;
4) выявить условия, обеспечивающие достижение поставленных целей;
5) определить условия, препятствующие достижению целей;
6) осуществить сбор необходимых данных для проведения анализа и разработки мероприятий по совершенствованию действующей системы управления;
7) использовать передовой опыт других предприятий;
8) изучить необходимые сведения для адаптации выбранной (синтезированной) эталонной модели к условиям рассматриваемого предприятия.
В процессе системного анализа находятся следующие характеристики:
1) роль и место данного предприятия в отрасли;
2) состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
3) производственная структура предприятия;
4) система управления и ее организационная структура;
5) особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями;
6) инновационные потребности (возможные связи данного предприятия с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями);
7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников
Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (предприятия или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя. Как правило, большинство организаций являются многоцелевыми. Множество целей вытекает из особенностей развития предприятия (компании) и его фактического состояния в рассматриваемый период времени, а также состояния окружающей среды (геополитические, экономические, социальные факторы).
Четко и грамотно сформулированные цели развития предприятия (компании) являются основой для системного анализа и разработки программы исследований.
Ниже предлагается алгоритм решения проблем, разработанный проф Созиновым В.А. и заключающийся в последовательной структуризации проблем в следующем порядке:
1-й этап – слабая структуризация неструктурированной проблемы;
2-й этап – сбор дополнительной информации о ней, установление взаимосвязи составляющих (где возможно, дать количественные оценки –субъективные, экспертные);
3 -й этап – перевести проблему в разряд структуризованных, тогда к ее решению можно приложить аппарат математического моделирования и выбора оптимальных решений
Рис. 2.1. Алгоритм системного анализа
Любая система не только существует, но и совершает какие-то действия, и анализ даже простых понятий сложной системы требует их рассмотрения в двух аспектах – “функция” и “схема”.
Функция системы – это все, что система делает, может делать, а схема – это совокупность элементов, участвующих в реализации функций системы, и методов, с помощью которых система осуществляет свои действия.
В такой двухаспектной системе существует два типа задач:
анализ – по заданной схеме найти реализуемую ею функцию;
синтез – по заданной функции найти реализующую ее схему.
Задачи, как исследования, так и проектирования первоначально формулируются в самом общем виде, с большой степенью неопределенности, что связано с отсутствием информации как о том, что изучаемый объект делает (каковы функции системы), так и о том, каким образом это осуществляется (какие схемы реализуют эти функции). Поэтому на практике процесс исследования (познания) и реализации полученных знаний для улучшения или создания новых объектов, методов всегда представляет собой сложную, переплетающуюся и многократно повторяющуюся последовательность операций анализа и синтеза.
Не может быть успешного системного исследования в случае недобросовестного отношения к нему руководства организации – заказчика или самих исследователей. Паркинсон С. (1970), английский сатирик, утверждает: “Тщательно проведенное исследование позволяет установить, что клиенты, обращаясь к промышленным консультантам, делают это по двум причинам. В первом случае администраторам нужны козлы отпущения, которых можно принести в жертву при проведении реорганизации, а на нее они уже решились. В другом – они хотят избежать реорганизации, которую им навязывают”.
Условиями успеха системного анализа следует считать наличие трех элементов:
выявления и детализации целей;
соответствующей информации;
ресурсов и их увязки с целями.
Таким образом, “системный анализ” – это последовательно реализуемые задачи анализа и синтеза, а конечным результатом является, как правило, синтез системы, необходимой для решения проблемы
- 1. Основные характеристики организационной структуры 8
- 1. Алгоритмы и методы исследования системы управления 16
- 2. Методы исследования системы управления 34
- 3. Оценка эффективности системы управления. 90
- 4. Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления 103
- 5. Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь. 121
- 7. Задания на контрольную работу 128
- 8. Литература 134 Введение
- Основные характеристики организационной структуры
- 1.1.Основные характеристики организационной структуры системы управления
- 1.2.Масштаб управляемости
- 1.2.1. Факторы, влияющие на формирование масштаба управляемости
- 1.3. Концептуальные подходы к оптимизации масштаба управляемости
- 1.4. Резюме
- Алгоритмы и методы исследования системы управления
- 2.1. Системный анализ как основа научного исследования
- 2.2. Алгоритм исследования системы управления
- I. Анализ проблемы
- II. Определение системы
- III. Анализ структуры системы
- XI. Построение комплексной программы развития
- XII. Проектирование системы для достижения целей
- 1.5.Классификация методов исследований
- 2.3.1 Классификация Игнатьевой а.В., Максимцова м.М
- 1.5.1. Классификация Короткова э.М
- Методы исследования системы управления
- 1.6.Качественные методы
- 1.6.1.Мыслительно – логические методы.
- Конструирование определений,
- Постановка вопроса
- Конструирование гипотез
- Гипотеза – это вероятностное знание, объяснение, понимание., вариант объяснения проблемной ситуации при недостаточности информации.
- Доказательства
- Интуиция
- Классификация и типология
- Методы разделения (группровки) фактов по определенным признакам
- Основные принципы классификации
- Представление собранной фактологической информации к виду, удобному для дальнейшего анализа
- 1.6.2.Методы полемики
- Метод «Мозгового штурма»
- Этап генерации идей (первый этап).
- Этап анализа выдвинутых идей
- Основные принципы
- Роль руководителя группы
- Разновидности метода мозгового штурма
- Операторы синектики
- Формирование синектической группы
- Метод сценариев
- Методы экспертных оценок
- Подбор состава экспертов
- Методы проведения экспертизы.
- Оценка важности параметра в баллах
- Алгоритм определения коэффициентов веса оценки важности параметров в баллах
- Метод парных сравнений
- Алгоритм определения коэффициентов веса методом парных сравнений
- Метод «ДельФ»
- 1.6.3.Диагностические методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.2.1 Сравнение .
- 3.2.2 Ранжирование данных наблюдений
- 3.2.3 Группировка данных наблюдений
- 3.2.4 Средние величины: Средняя арифметическая
- Средняя арифметическая взвешенная
- 1.6.4.Показатели вариации
- 3.3 Графические методы
- 3.3.1 Дерево целей
- 3.3.2 Матричные методы
- 3.3.3 Сетевые методы
- Построение сетевого графа.
- Необходимые шаги разработки Проекта
- Расстановка вех (контрольных сроков)
- 3.4 Методы моделирования
- 3.4.1 Регрессионные модели
- 3.4.2 Оптимизационные модели
- 3.4.3 Игровые модели
- 3.4.4 Кибернетические модели
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- Оценка эффективности системы управления.
- 4.1. Система управления и основные законы общей теории организации
- 4.2. Режимы жизнедеятельности
- 4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления
- 4.3 Количественные методы оценки системы управления
- 4.3.1. Оценка эффективности организационной структуры
- 5. Интегральный показатель эффективности управления:
- Позитивные направления изменения коэффициентов эффективности
- 3.4. Резюме
- Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления
- 5.1. Подходы к развитию системы управления
- 5.2. Общие принципы развития системы управления
- 5.3. Логическая схема развития системы управления
- 5.4. Поиск оптимальной организационной структуры системы управления
- 5.5. Основные методологические подходы к проектированию системы управления
- 5.1.1 Методология проектирования систем управления
- 5.1.2. Проработка организационных механизмов координации системы управления
- 5.1.3. Проектирование экономических рычагов управления
- 4.3. Резюме
- Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь.
- 7. Задания на контрольную работу Требования к оформлению Контрольной работы
- Задание 1
- Задание 2.
- Задание 3.
- 8. Литература