5.1.1 Методология проектирования систем управления
Современные концепции проектирования систем управления предлагают различный набор способов, правил и методов, который можно свести в следующую совокупность элементов: стадии, подходы, принципы, критерии.
Центральной проблемой проектирования системы управления является определение его формальной структуры и прежде всего состава подразделений аппарата управления, установление их соподчиненности, функций, связей и отношений, а также расчет рациональной численности работающих. В общем виде может быть сформулировано три стадии проектирования:
композиции;
структуризации;
регламентации.
Стадия композиции: разработка параметров подсистем системы управления, в первую очередь определение параметров информационных потоков, генерируемых внешней средой, состоянием внутренней среды, параметрами использования ресурсов и факторов производства. Уточнение целей, критериев, функций, методов управления, разработка укрупненной организационной схемы аппарата управления.
Стадия структуризации: определение целей и функций подразделений; подбор базовых подразделений; формулирование методов формирования состава базовых подразделений; разработка организационной схемы аппарата управления; разработка положений о базовых подразделениях, руководителях служб.
Стадия регламентации: разработка количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности; определение состава внутренних элементов базовых подразделений; распределение задач и работ конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение, разработка штатного расписания и т.д.
Различают три подхода к проектированию:
Дедуктивный подход характерен для создания организаций на базе уже существующих подразделений (объединяемых, укрупняемых, перестраиваемых и т.п.) в относительно сжатые сроки и при ограниченных аналитических и информационных возможностях для проведения более глубоких и многосторонних исследований.
Индуктивный подход предполагает выполнение максимального объема работ, относящихся к стадии регламентации. Этот подход заключается в детализированном описании функционирования объекта, информационных связей и организационных отношений, построении организационных моделей, проведении всесторонних расчетов и обоснований, оценке разных вариантов формирования структуры управления. Такого рода углубленное и разностороннее исследование системы во всей ее полноте и сложности проводится до принятия принципиальных решений об общей структуре управления объектом и служит обоснованием выдвигаемых предложений. Этот подход наиболее приемлем при разработке проектов новых предприятий или при проведении исследований, имеющих своей целью выработку типовых решений, которые могут быть распространены на несколько объектов
Комбинированный подход предполагает более или менее равномерное распределение проектной работы по всем трем подходам. принципиальные решения о структуре управления организацией, принимаемые в относительно сжатые сроки на основе определения принципиальных характеристик организационной структуры, общей структуризации состава наиболее важных подразделений и связи между ними, детализированной разработки лишь тех подсистем, которые являются наиболее сложными, новыми, требуют особой аргументации. После этого осуществляются постепенная структуризация и регламентация организационной системы во всей их полноте, что определенным образом может повлиять на организационные решения, принятые на начальном этапе.
При проектировании надо иметь в виду одно обстоятельство.
Система управления производственной организацией, полностью зависящей от результатов хозяйственной деятельности, и бюджетной организацией имеет совершенно разные стимулы к саморазвитию. Если в первом случае негативные результаты должны вызвать реакцию поиска причин отклонений в цепочке управленческое решение – результаты и к корректировке деятельности, то во втором случае результаты управленческих решений либо приходят в блок сравнения с большим временным лагом, либо вообще не могут быть прослежены напрямую, только по косвенным данным. Это обстоятельство требует встраивания в систему управления либо наличия во внешней среде вполне определенных ограничителей разрастания систем управления в бюджетных организациях.
В современной литературе существует разнообразие трактовок принципов проектирования. Остановимся на двух наиболее известных – европейской и японской.
Специалисты, исповедующие европейские методы управления, считают, что в процессе проектирования должны обеспечиваться следующие семь основных принципов проектирования европейской школы:
адаптивность – предполагает обеспечение нацеленности системы управления, ее оргструктуры на объект управления, их способности на адекватное реагирование на изменения во внешней среде;
устойчивость – определяет обеспечение прогнозируемости поведения системы управления, ее элементов и компонентов при изменении факторов внешней и внутренней сред;
многоаспектность и иерархичность – обеспечение широкого диапазона видов деятельности; использование различных типов организационных структур, методов управления; обеспечение иерархического взаимодействия между звеньями управления;
оптимальность – децентрализация (предоставление) полномочий по решению проблем подразделениями специалистов; обособление составных частей системы управления (состава ее подразделений, потоков информации и пр.); оптимизация числа управленческих связей (звенности) и уровней управления в управленческой иерархии;
скоординированность – обеспечение скоординированности деятельности и саморазвития различных подсистем системы управления, подразделений оргструктуры;
реактивность – обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в субъекте и объекте управления на основе рационализации информационных потоков и повышения их технической обеспеченности;
экономичность – предполагает наиболее эффективную и экономичную систему управления или ее компонентов, снижение доли затрат на систему управления в общих затратах на единицу выпускаемой продукции, товаров или услуг, повышение эффективности производства. В случае, если после мероприятий по совершенствованию системы управления увеличились затраты на управление, они должны перекрываться эффектом в производственной системе, полученным в результате их осуществления.
Японский менеджмент выдвигает два следующих основных принципа:
простота структуры- создаваемая структура управления должна быть невысокой по вертикали и широкой по горизонтали. Это вызвано тем, что в организации с высокой вертикальной структурой ухудшается связь между верхними и нижними подразделениями. Организация растет, количество работающих увеличивается, связь между верхними и нижними подразделениями ухудшается. Надо иметь в виду, что при прохождении каждой ступени содержательность (правильность) распоряжения снижается на 30%. То есть, если проводить реформу организации, нужно принять за правило расширять горизонтальную структуру
границы контроля - при контроле одним человеком нижнего звена, как считают японские менеджеры, существует некая граница (граница контроля), за которой контроль теряет эффективность. По мнению японских специалистов, контроль административного работника распространяется на 5-6 человек, инспектирующего – на 15-20 человек
Критерии эффективности проектируемой системы управления, органически связаны с характеристиками состояния организационной структуры, рассмотренными выше, и их разнообразие может быть сведено в четыре основных критерия:
эффективность – соответствие параметрам эффективности системы управления в целом или ее частей в частности (коэффициенты: звенности, территориальной концентрации, эффективности организационной структуры, эффективности управления; интегральный показатель эффективности оргструктуры);
оптимальность – соответствие оптимальному построению организационной структуры системы управления по пятизвенному и пятиуровневому принципу;
устойчивость – сохранение в неизменном виде системы управления или ее элементов под воздействием изменений во внешней среде.
адекватность располагаемому ресурсному потенциалу.
Завершается проектирование оценкой эффективности системы управления в целом или ее оргструктуры в частности.
- 1. Основные характеристики организационной структуры 8
- 1. Алгоритмы и методы исследования системы управления 16
- 2. Методы исследования системы управления 34
- 3. Оценка эффективности системы управления. 90
- 4. Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления 103
- 5. Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь. 121
- 7. Задания на контрольную работу 128
- 8. Литература 134 Введение
- Основные характеристики организационной структуры
- 1.1.Основные характеристики организационной структуры системы управления
- 1.2.Масштаб управляемости
- 1.2.1. Факторы, влияющие на формирование масштаба управляемости
- 1.3. Концептуальные подходы к оптимизации масштаба управляемости
- 1.4. Резюме
- Алгоритмы и методы исследования системы управления
- 2.1. Системный анализ как основа научного исследования
- 2.2. Алгоритм исследования системы управления
- I. Анализ проблемы
- II. Определение системы
- III. Анализ структуры системы
- XI. Построение комплексной программы развития
- XII. Проектирование системы для достижения целей
- 1.5.Классификация методов исследований
- 2.3.1 Классификация Игнатьевой а.В., Максимцова м.М
- 1.5.1. Классификация Короткова э.М
- Методы исследования системы управления
- 1.6.Качественные методы
- 1.6.1.Мыслительно – логические методы.
- Конструирование определений,
- Постановка вопроса
- Конструирование гипотез
- Гипотеза – это вероятностное знание, объяснение, понимание., вариант объяснения проблемной ситуации при недостаточности информации.
- Доказательства
- Интуиция
- Классификация и типология
- Методы разделения (группровки) фактов по определенным признакам
- Основные принципы классификации
- Представление собранной фактологической информации к виду, удобному для дальнейшего анализа
- 1.6.2.Методы полемики
- Метод «Мозгового штурма»
- Этап генерации идей (первый этап).
- Этап анализа выдвинутых идей
- Основные принципы
- Роль руководителя группы
- Разновидности метода мозгового штурма
- Операторы синектики
- Формирование синектической группы
- Метод сценариев
- Методы экспертных оценок
- Подбор состава экспертов
- Методы проведения экспертизы.
- Оценка важности параметра в баллах
- Алгоритм определения коэффициентов веса оценки важности параметров в баллах
- Метод парных сравнений
- Алгоритм определения коэффициентов веса методом парных сравнений
- Метод «ДельФ»
- 1.6.3.Диагностические методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.2.1 Сравнение .
- 3.2.2 Ранжирование данных наблюдений
- 3.2.3 Группировка данных наблюдений
- 3.2.4 Средние величины: Средняя арифметическая
- Средняя арифметическая взвешенная
- 1.6.4.Показатели вариации
- 3.3 Графические методы
- 3.3.1 Дерево целей
- 3.3.2 Матричные методы
- 3.3.3 Сетевые методы
- Построение сетевого графа.
- Необходимые шаги разработки Проекта
- Расстановка вех (контрольных сроков)
- 3.4 Методы моделирования
- 3.4.1 Регрессионные модели
- 3.4.2 Оптимизационные модели
- 3.4.3 Игровые модели
- 3.4.4 Кибернетические модели
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- Оценка эффективности системы управления.
- 4.1. Система управления и основные законы общей теории организации
- 4.2. Режимы жизнедеятельности
- 4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления
- 4.3 Количественные методы оценки системы управления
- 4.3.1. Оценка эффективности организационной структуры
- 5. Интегральный показатель эффективности управления:
- Позитивные направления изменения коэффициентов эффективности
- 3.4. Резюме
- Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления
- 5.1. Подходы к развитию системы управления
- 5.2. Общие принципы развития системы управления
- 5.3. Логическая схема развития системы управления
- 5.4. Поиск оптимальной организационной структуры системы управления
- 5.5. Основные методологические подходы к проектированию системы управления
- 5.1.1 Методология проектирования систем управления
- 5.1.2. Проработка организационных механизмов координации системы управления
- 5.1.3. Проектирование экономических рычагов управления
- 4.3. Резюме
- Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь.
- 7. Задания на контрольную работу Требования к оформлению Контрольной работы
- Задание 1
- Задание 2.
- Задание 3.
- 8. Литература