1.3. Концептуальные подходы к оптимизации масштаба управляемости
Каков масштаб управляемости? Для всех ли уровней иерархии управления она одинакова? Почему в современных организационных структурах предпринимательских и административных организаций масштаб управляемости на высшем и среднем уровнях управленческой иерархии колеблется от 2 -х до 15? Что это, научно обоснованная потребность или компромиссы, весьма далекие от науки? Вот далеко не полный перечень вопросов, возникающих при рассмотрении этой темы. Давайте разберемся.
Следует сразу оговориться, что бесспорных научных методик определения норм управляемости на сегодняшний день нет. Многими специалистами рекомендуются некие усредненные величины, которые могут быть приняты в качестве ориентира при определении нормы управляемости. С понятием “норма управляемости” в Японии чаще всего ассоциируется число 5–6 (объем контроля), в Европе – 5, в США – 10. Райсс М. (1994) считает, что для высшего звена организации число подчиненных у одного руководителя не должно превышать цифру семь. Фатхутдинов Р.А. (1997) полагает, что наиболее целесообразной является трехуровневая организационная структура системы управления с количеством подчиненных у одного менеджера (руководителя) не более 5–6.
Рис. 1.2. Информационное разнообразие и его влияние на устойчивость и адаптивность организационной структуры
Отправной точкой в определении нормы управляемости целесообразно считать уровень безошибочного восприятия информации руководителем, или “норму информационного разнообразия”. Ведь управление – это принятие решений на основе информации, и ее не должно быть больше, чем возможно переработать. Объем, полнота, актуальность, своевременность информации определяют устойчивость, адаптивность организационной структуры и в конечном счете самой организации. американский психолог Дж. Миллер в статье “Магическое число 7, или предел восприятия человеком” (Повилейко Р.П., 1989), опубликованной в шестидесятых годах XIX века, на основе экспериментов сделал вывод о том, что число 5 является нижней, почти “безошибочной” границей восприятия информации человеком, 9 – 10 – верхняя, почти обязательно “ошибочная” граница.
Бир С. (1993) считает, что организационные структуры, состоящие из людей, объединенных в подразделения, должны быть основаны на тех же принципах, что и функционирование центральной нервной системы человека. И это иерархически организованная пятиуровневая и пятизвенная система управления. Потому целесообразно в качестве “нормы управляемости”, или “нормы информационного разнообразия”, определить число пять.
Что происходит с устойчивостью и адаптивностью организационной структуры и системой управления в целом при отклонении информационного разнообразия от нормы (5), можно увидеть на рис. 1.2.
Что же касается нижнего звена организации, то относительно масштаба управляемости здесь больших разногласий у специалистов нет – до 20-30 человек. Woodward J. (1965) после обследования предприятий получила следующие данные для трех разных типов производств (табл.1.1).
Большая разница (от трехкратной до пятикратной) в масштабах управляемости для уровня директоров (высшего звена) и уровня бригадира (нижнее звено) объясняется не тем, что бригадир способнее директора для контроля над деятельностью подчиненных, а тем, что отношения координации на уровне директора и его подчиненных (обычно это его заместители и прямо выходящие на него начальники цехов или отделов) и отношения координации на уровне бригадира и рабочих очень сильно различаются как по содержанию реализуемых прав, так и по характеру информационного обмена. Если бригадиру нужно, как минимум, знать о рабочем, как он выглядит в лицо, как его зовут и что он может делать, то для директора этих знаний о своем заместителе вряд ли будет достаточно для построения с ним эффективного взаимодействия.
Таблица 1.1
Масштаб управляемости для различных звеньев организационной иерархии и типов производств
Тип производства
Уровень организационной иерархии | Единич. производство | Массовое производство | Опытное производство |
Высшее звено
| 4 | 7 | 10 |
Нижнее звено
| 23 | 48 | 15 |
Чем выше уровень иерархии, тем больше в структуре рабочего времени менеджера должно отводиться стратегическим, перспективным вопросам. На низшем уровне, наоборот, менеджер должен заниматься больше оперативными, сиюминутными задачами. Рекомендации по структуре рабочего времени менеджеров разного уровня приведены на рис. 1.3.
Вернемся еще раз к концепции Бира С. (1993), в соответствии с которой внутреннюю устойчивость и высокую адаптивность организации к внешней среде обеспечивает формирование иерархической организационной структуры по пятизвенному и пятиуровневому принципу как наиболее подходящему для человека, соответствующему его собственной внутрисистемной организации.
Рис. 1.3. Иерархия менеджеров фирмы и структура их рабочего времени (Фатхутдинов Р.А., 1997):
СЗ – стратегические задачи; ТЗ – тактические задачи;
ОЗ – оперативные задачи
Эта концепция подкрепляется законом разнообразия, сформулированным У. Эшби, который утверждает, что эффективное управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего по крайней мере не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации. Много ли стоит решение, принятое в плохо управляемой организации?
- 1. Основные характеристики организационной структуры 8
- 1. Алгоритмы и методы исследования системы управления 16
- 2. Методы исследования системы управления 34
- 3. Оценка эффективности системы управления. 90
- 4. Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления 103
- 5. Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь. 121
- 7. Задания на контрольную работу 128
- 8. Литература 134 Введение
- Основные характеристики организационной структуры
- 1.1.Основные характеристики организационной структуры системы управления
- 1.2.Масштаб управляемости
- 1.2.1. Факторы, влияющие на формирование масштаба управляемости
- 1.3. Концептуальные подходы к оптимизации масштаба управляемости
- 1.4. Резюме
- Алгоритмы и методы исследования системы управления
- 2.1. Системный анализ как основа научного исследования
- 2.2. Алгоритм исследования системы управления
- I. Анализ проблемы
- II. Определение системы
- III. Анализ структуры системы
- XI. Построение комплексной программы развития
- XII. Проектирование системы для достижения целей
- 1.5.Классификация методов исследований
- 2.3.1 Классификация Игнатьевой а.В., Максимцова м.М
- 1.5.1. Классификация Короткова э.М
- Методы исследования системы управления
- 1.6.Качественные методы
- 1.6.1.Мыслительно – логические методы.
- Конструирование определений,
- Постановка вопроса
- Конструирование гипотез
- Гипотеза – это вероятностное знание, объяснение, понимание., вариант объяснения проблемной ситуации при недостаточности информации.
- Доказательства
- Интуиция
- Классификация и типология
- Методы разделения (группровки) фактов по определенным признакам
- Основные принципы классификации
- Представление собранной фактологической информации к виду, удобному для дальнейшего анализа
- 1.6.2.Методы полемики
- Метод «Мозгового штурма»
- Этап генерации идей (первый этап).
- Этап анализа выдвинутых идей
- Основные принципы
- Роль руководителя группы
- Разновидности метода мозгового штурма
- Операторы синектики
- Формирование синектической группы
- Метод сценариев
- Методы экспертных оценок
- Подбор состава экспертов
- Методы проведения экспертизы.
- Оценка важности параметра в баллах
- Алгоритм определения коэффициентов веса оценки важности параметров в баллах
- Метод парных сравнений
- Алгоритм определения коэффициентов веса методом парных сравнений
- Метод «ДельФ»
- 1.6.3.Диагностические методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.2.1 Сравнение .
- 3.2.2 Ранжирование данных наблюдений
- 3.2.3 Группировка данных наблюдений
- 3.2.4 Средние величины: Средняя арифметическая
- Средняя арифметическая взвешенная
- 1.6.4.Показатели вариации
- 3.3 Графические методы
- 3.3.1 Дерево целей
- 3.3.2 Матричные методы
- 3.3.3 Сетевые методы
- Построение сетевого графа.
- Необходимые шаги разработки Проекта
- Расстановка вех (контрольных сроков)
- 3.4 Методы моделирования
- 3.4.1 Регрессионные модели
- 3.4.2 Оптимизационные модели
- 3.4.3 Игровые модели
- 3.4.4 Кибернетические модели
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- Оценка эффективности системы управления.
- 4.1. Система управления и основные законы общей теории организации
- 4.2. Режимы жизнедеятельности
- 4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления
- 4.3 Количественные методы оценки системы управления
- 4.3.1. Оценка эффективности организационной структуры
- 5. Интегральный показатель эффективности управления:
- Позитивные направления изменения коэффициентов эффективности
- 3.4. Резюме
- Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления
- 5.1. Подходы к развитию системы управления
- 5.2. Общие принципы развития системы управления
- 5.3. Логическая схема развития системы управления
- 5.4. Поиск оптимальной организационной структуры системы управления
- 5.5. Основные методологические подходы к проектированию системы управления
- 5.1.1 Методология проектирования систем управления
- 5.1.2. Проработка организационных механизмов координации системы управления
- 5.1.3. Проектирование экономических рычагов управления
- 4.3. Резюме
- Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь.
- 7. Задания на контрольную работу Требования к оформлению Контрольной работы
- Задание 1
- Задание 2.
- Задание 3.
- 8. Литература