logo
ISU_BASE_MGSU

4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления

Еще Вебер М., Тэйлор Ф., Мейо Э. Барнард Ч. и их последователи стремились сформулировать понятие “эффективной организации”, принципы и методы ее построения. Сформулировав раз и навсегда черты “идеальной организации” в виде “бюрократии” (по Веберу”) или же, наоборот, модели “участия, гармонии, удовлетворения” (по Мейо, Бернарду и др.), теоретики универсалисты не испытывали необходимости в критериях сравнения и оценки типов систем управления. Для них достаточно было установить “принципы” построения или иные характеристики единственно наилучшей, оптимальной организации и потребовать выполнения этих принципов и достижения идеальных характеристик.

Вебер М. писал, например: “Чисто бюрократический тип административной организации – т. е. монократическая разновидность бюрократии – способен, с чисто технической точки зрения, обеспечить наивысшую степень эффективности и в этом смысле формально является самым рациональным из известных средств осуществления императивного контроля над людьми. Он превосходит любую другую форму по точности, стабильности, строгости дисциплины и надежности”.

Концепция эффективности Евенко

Евенко Л.И. (1983), анализируя методологические подходы американских теоретиков в области управления, предложил в основу подходов положить модель организации как полной системы и уже исходя из этого сопоставлять критерии оценки организационной системы с блоками первичных переменных – среды организации, целей и стратегии, технико-производственной базы – с блоками переменных управления.

Применительно к оценке эффективности собственно систем управления разработано довольно большое число критериев. Как представляется, их можно объединить в три группы

К ритерии рациональности аппарата управления чаще всего основаны на оценке информационной системы управления и процессов принятия решений (затрат на переработку информации, скорости решения задач, степени энтропии в системе, степени обеспеченности руководителей информацией, наличия в системе четко сформулированных целей, планов, технологии управленческих работ и т.п.).

Критерии эффективности системы управления по блокам переменных по Евенко (1983)     *

Аналогичную роль играют коммуникационные критерии (степень открытости, связности, плотности системы коммуникаций), к которым примыкают и другие расчетные характеристики организационной структуры, как графа. Все эти критерии, как правило, используются в локальных, хорошо структуризованных задачах анализа и проектирования организаций и зачастую могут быть достаточно точно измерены количественно.

Рациональность аппарата управления может оцениваться менее формальными характеристиками, к котрым могут быть отнесены:

Критерии оценки потенциала системы управления часто характеризуются “степенью ее адаптивности и гибкости”. По данным Стирза Р. (1975), их используют в 60% случаев – почти вдвое чаще, чем любой другой критерий оценки эффективности. Адаптация наряду с производством и всеми видами его обеспечения во многих случаях относится к “фундаментальным функциям организационных систем”. Но важность адаптации к изменениям по сравнению с укреплением производственной базы особенно возрастает в условиях роста нестабильности, неопределенности, конфликтности внешней среды организации.

По Мотту П. (1972), “адаптивность – это способность центров власти изменять сложившееся положение вещей (рутину)”.

Мотт П. выделяет два вида адаптации:

символическая – способность организации заблаговременно выявлять проблемы, разрабатывать и своевременно принимать решения по их устранению, устанавливать новые методы и средства для обеспечения изменений;

поведенческая – способность членов организации субъективно воспринимать, поддерживать и осуществлять осознаваемое изменение в работе организации. Одним из важных самостоятельных видов адаптации считается гибкость – способность справиться с временными, непредсказуемыми перегрузками в работе организации.

Измерение этих критериев представляет известную трудность и связано со слежением за значительным числом специфических параметров деятельности организаций (оценка числа проблем, которые не были своевременно выявлены, частоты решений, которые изменяли сложившийся порядок вещей, и т.п.). Сделано это может быть главным образом на основе конкретных социологических исследований и анкетных опросов.

Поведенческие критерии содержат показатели оценки системы управления с социально-психологической точки зрения.

Наиболее традиционный критерий здесь – удовлетворение индивидов, определяемое ощущением справедливости вознаграждения за их работу со стороны организации.

К этому критерию могут быть отнесены такие, как:

Названные характеристики, однако, очень трудно поддаются оценке. Более точными и измеряемыми критериями поведенческого характера являются: текучесть кадров – показатель, наиболее используемый на практике,

абсентеизм – относительная частота отказов от выполнения работы по неуважительным причинам, включая прогулы и т.п.

Евенко Л.И. отмечает, что основная роль отводится субъективным суждениям, а разного рода четкие, в том числе количественные, критерии носят вспомогательный характер. В этой связи значение приобретают два аспекта:

проблема согласования критериев;

задача их обоснования, особенно измерения.

Фактически для решения конкретных задач исследований и практики систем управления отбираются отдельные критерии, но с учетом места и связи с другими показателями. Важный принцип, который должен учитываться при этом, – близость критерия к конечному результату.

Неганди А. и Рейман Б. предлагают использовать комбинацию экономических показателей эффективности (роста капитала фирмы, объема продаж и чистой прибыли за пять лет) с бихейвиористскими показателями (текучести кадров и абсентеизма, морали и удовлетворения в работе, использования профессионалов высшей квалификации). Мотт П. (1972) в своем исследовании государственных ведомств (НАСА, Госдепартамента США и др.) характеризовал их общую эффективность с помощью системы показателей: производительности – эффективности – адаптивности – гибкости, а Гибсон Д. и др. предложили использовать:

Теоретики ситуационного проектирования организаций (например McKelvy B., 1976) отметили, что в подсистемах разных типов применяемые критерии эффективности должны различаться. Роль критериев адаптивности и гибкости возрастает при усилении динамизма и неопределенности внешних условий. Существуют и другие ситуационные закономерности выбора критериев эффективности оценки организационных решений, адекватные условиям производства и управления, а также характеру поставленных задач.

В методическом плане построение критериев осуществлялось в двух главных направлениях:

дедуктивный научно-теоретический анализ сущности организационных систем и выявление показателей эффективности;

индуктивное эмпирическое построение связей между характеристиками эффективности организации и определяющими их факторами.

Следует сказатть, что критерии эффективности организаций в целом и систем управления в частности самая неразработанная и сложная часть в науке управления.