4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления
Еще Вебер М., Тэйлор Ф., Мейо Э. Барнард Ч. и их последователи стремились сформулировать понятие “эффективной организации”, принципы и методы ее построения. Сформулировав раз и навсегда черты “идеальной организации” в виде “бюрократии” (по Веберу”) или же, наоборот, модели “участия, гармонии, удовлетворения” (по Мейо, Бернарду и др.), теоретики универсалисты не испытывали необходимости в критериях сравнения и оценки типов систем управления. Для них достаточно было установить “принципы” построения или иные характеристики единственно наилучшей, оптимальной организации и потребовать выполнения этих принципов и достижения идеальных характеристик.
Вебер М. писал, например: “Чисто бюрократический тип административной организации – т. е. монократическая разновидность бюрократии – способен, с чисто технической точки зрения, обеспечить наивысшую степень эффективности и в этом смысле формально является самым рациональным из известных средств осуществления императивного контроля над людьми. Он превосходит любую другую форму по точности, стабильности, строгости дисциплины и надежности”.
Концепция эффективности Евенко
Евенко Л.И. (1983), анализируя методологические подходы американских теоретиков в области управления, предложил в основу подходов положить модель организации как полной системы и уже исходя из этого сопоставлять критерии оценки организационной системы с блоками первичных переменных – среды организации, целей и стратегии, технико-производственной базы – с блоками переменных управления.
Применительно к оценке эффективности собственно систем управления разработано довольно большое число критериев. Как представляется, их можно объединить в три группы
критерии внутренней рациональности аппарата управления,
критерии оценки потенциала системы,
социально-психологические критерии оценки системы управления как поведенческой системы.
К ритерии рациональности аппарата управления чаще всего основаны на оценке информационной системы управления и процессов принятия решений (затрат на переработку информации, скорости решения задач, степени энтропии в системе, степени обеспеченности руководителей информацией, наличия в системе четко сформулированных целей, планов, технологии управленческих работ и т.п.).
Критерии эффективности системы управления по блокам переменных по Евенко (1983) *
Аналогичную роль играют коммуникационные критерии (степень открытости, связности, плотности системы коммуникаций), к которым примыкают и другие расчетные характеристики организационной структуры, как графа. Все эти критерии, как правило, используются в локальных, хорошо структуризованных задачах анализа и проектирования организаций и зачастую могут быть достаточно точно измерены количественно.
Рациональность аппарата управления может оцениваться менее формальными характеристиками, к котрым могут быть отнесены:
“степень контроля” управляющими поведения подчиненных,
“степень готовности” (вероятности) организации к выполнению специфической задачи,
надежность аппарата управления, отсутствие ошибок и потерь времени,
подверженность организационной системы стрессам.
Критерии оценки потенциала системы управления часто характеризуются “степенью ее адаптивности и гибкости”. По данным Стирза Р. (1975), их используют в 60% случаев – почти вдвое чаще, чем любой другой критерий оценки эффективности. Адаптация наряду с производством и всеми видами его обеспечения во многих случаях относится к “фундаментальным функциям организационных систем”. Но важность адаптации к изменениям по сравнению с укреплением производственной базы особенно возрастает в условиях роста нестабильности, неопределенности, конфликтности внешней среды организации.
По Мотту П. (1972), “адаптивность – это способность центров власти изменять сложившееся положение вещей (рутину)”.
Мотт П. выделяет два вида адаптации:
символическая – способность организации заблаговременно выявлять проблемы, разрабатывать и своевременно принимать решения по их устранению, устанавливать новые методы и средства для обеспечения изменений;
поведенческая – способность членов организации субъективно воспринимать, поддерживать и осуществлять осознаваемое изменение в работе организации. Одним из важных самостоятельных видов адаптации считается гибкость – способность справиться с временными, непредсказуемыми перегрузками в работе организации.
Измерение этих критериев представляет известную трудность и связано со слежением за значительным числом специфических параметров деятельности организаций (оценка числа проблем, которые не были своевременно выявлены, частоты решений, которые изменяли сложившийся порядок вещей, и т.п.). Сделано это может быть главным образом на основе конкретных социологических исследований и анкетных опросов.
Поведенческие критерии содержат показатели оценки системы управления с социально-психологической точки зрения.
Наиболее традиционный критерий здесь – удовлетворение индивидов, определяемое ощущением справедливости вознаграждения за их работу со стороны организации.
К этому критерию могут быть отнесены такие, как:
мотивация (сила предрасположения индивидов участвовать в целенаправленной деятельности или в выполнении работ);
организационная мораль (готовность членов организации работать сверх установленной нормы для получения желаемых результатов,
активность коммуникаций,
доброжелательность межперсональных отношений).
Названные характеристики, однако, очень трудно поддаются оценке. Более точными и измеряемыми критериями поведенческого характера являются: текучесть кадров – показатель, наиболее используемый на практике,
абсентеизм – относительная частота отказов от выполнения работы по неуважительным причинам, включая прогулы и т.п.
Евенко Л.И. отмечает, что основная роль отводится субъективным суждениям, а разного рода четкие, в том числе количественные, критерии носят вспомогательный характер. В этой связи значение приобретают два аспекта:
проблема согласования критериев;
задача их обоснования, особенно измерения.
Фактически для решения конкретных задач исследований и практики систем управления отбираются отдельные критерии, но с учетом места и связи с другими показателями. Важный принцип, который должен учитываться при этом, – близость критерия к конечному результату.
Неганди А. и Рейман Б. предлагают использовать комбинацию экономических показателей эффективности (роста капитала фирмы, объема продаж и чистой прибыли за пять лет) с бихейвиористскими показателями (текучести кадров и абсентеизма, морали и удовлетворения в работе, использования профессионалов высшей квалификации). Мотт П. (1972) в своем исследовании государственных ведомств (НАСА, Госдепартамента США и др.) характеризовал их общую эффективность с помощью системы показателей: производительности – эффективности – адаптивности – гибкости, а Гибсон Д. и др. предложили использовать:
в краткосрочном периоде – характеристики производительности, внутренней экономической эффективности и удовлетворения;
в среднесрочном периоде – адаптивности и развития организации;
в долгосрочном – выживания.
Теоретики ситуационного проектирования организаций (например McKelvy B., 1976) отметили, что в подсистемах разных типов применяемые критерии эффективности должны различаться. Роль критериев адаптивности и гибкости возрастает при усилении динамизма и неопределенности внешних условий. Существуют и другие ситуационные закономерности выбора критериев эффективности оценки организационных решений, адекватные условиям производства и управления, а также характеру поставленных задач.
В методическом плане построение критериев осуществлялось в двух главных направлениях:
дедуктивный научно-теоретический анализ сущности организационных систем и выявление показателей эффективности;
индуктивное эмпирическое построение связей между характеристиками эффективности организации и определяющими их факторами.
Следует сказатть, что критерии эффективности организаций в целом и систем управления в частности самая неразработанная и сложная часть в науке управления.
- 1. Основные характеристики организационной структуры 8
- 1. Алгоритмы и методы исследования системы управления 16
- 2. Методы исследования системы управления 34
- 3. Оценка эффективности системы управления. 90
- 4. Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления 103
- 5. Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь. 121
- 7. Задания на контрольную работу 128
- 8. Литература 134 Введение
- Основные характеристики организационной структуры
- 1.1.Основные характеристики организационной структуры системы управления
- 1.2.Масштаб управляемости
- 1.2.1. Факторы, влияющие на формирование масштаба управляемости
- 1.3. Концептуальные подходы к оптимизации масштаба управляемости
- 1.4. Резюме
- Алгоритмы и методы исследования системы управления
- 2.1. Системный анализ как основа научного исследования
- 2.2. Алгоритм исследования системы управления
- I. Анализ проблемы
- II. Определение системы
- III. Анализ структуры системы
- XI. Построение комплексной программы развития
- XII. Проектирование системы для достижения целей
- 1.5.Классификация методов исследований
- 2.3.1 Классификация Игнатьевой а.В., Максимцова м.М
- 1.5.1. Классификация Короткова э.М
- Методы исследования системы управления
- 1.6.Качественные методы
- 1.6.1.Мыслительно – логические методы.
- Конструирование определений,
- Постановка вопроса
- Конструирование гипотез
- Гипотеза – это вероятностное знание, объяснение, понимание., вариант объяснения проблемной ситуации при недостаточности информации.
- Доказательства
- Интуиция
- Классификация и типология
- Методы разделения (группровки) фактов по определенным признакам
- Основные принципы классификации
- Представление собранной фактологической информации к виду, удобному для дальнейшего анализа
- 1.6.2.Методы полемики
- Метод «Мозгового штурма»
- Этап генерации идей (первый этап).
- Этап анализа выдвинутых идей
- Основные принципы
- Роль руководителя группы
- Разновидности метода мозгового штурма
- Операторы синектики
- Формирование синектической группы
- Метод сценариев
- Методы экспертных оценок
- Подбор состава экспертов
- Методы проведения экспертизы.
- Оценка важности параметра в баллах
- Алгоритм определения коэффициентов веса оценки важности параметров в баллах
- Метод парных сравнений
- Алгоритм определения коэффициентов веса методом парных сравнений
- Метод «ДельФ»
- 1.6.3.Диагностические методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.2.1 Сравнение .
- 3.2.2 Ранжирование данных наблюдений
- 3.2.3 Группировка данных наблюдений
- 3.2.4 Средние величины: Средняя арифметическая
- Средняя арифметическая взвешенная
- 1.6.4.Показатели вариации
- 3.3 Графические методы
- 3.3.1 Дерево целей
- 3.3.2 Матричные методы
- 3.3.3 Сетевые методы
- Построение сетевого графа.
- Необходимые шаги разработки Проекта
- Расстановка вех (контрольных сроков)
- 3.4 Методы моделирования
- 3.4.1 Регрессионные модели
- 3.4.2 Оптимизационные модели
- 3.4.3 Игровые модели
- 3.4.4 Кибернетические модели
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- Оценка эффективности системы управления.
- 4.1. Система управления и основные законы общей теории организации
- 4.2. Режимы жизнедеятельности
- 4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления
- 4.3 Количественные методы оценки системы управления
- 4.3.1. Оценка эффективности организационной структуры
- 5. Интегральный показатель эффективности управления:
- Позитивные направления изменения коэффициентов эффективности
- 3.4. Резюме
- Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления
- 5.1. Подходы к развитию системы управления
- 5.2. Общие принципы развития системы управления
- 5.3. Логическая схема развития системы управления
- 5.4. Поиск оптимальной организационной структуры системы управления
- 5.5. Основные методологические подходы к проектированию системы управления
- 5.1.1 Методология проектирования систем управления
- 5.1.2. Проработка организационных механизмов координации системы управления
- 5.1.3. Проектирование экономических рычагов управления
- 4.3. Резюме
- Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь.
- 7. Задания на контрольную работу Требования к оформлению Контрольной работы
- Задание 1
- Задание 2.
- Задание 3.
- 8. Литература