4.2. Режимы жизнедеятельности
Система управления является как бы нервной системой организации, и все проблемы состояния последней определяют и состояние системы управления. Организация в течение всего срока жизни может периодически, в течение неопределенного промежутка времени, находиться в одном из следующих четырех специфических режимов жизнедеятельности
становление;
стабильное (стационарное) функционирование;
развитие;
кризис.
Эти режимы имеют множество характеристик, но наиболее существенными являются устойчивость по предсказуемости поведения и адаптивность по способности гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Рассмотрим подробнее содержательную часть режимов.
Режим становления – период от момента создания проекта до начала функционирования организации. Здесь осуществляется создание и взаимная подгонка элементов и компонентов системы управления. При этом устойчивость и адаптивность нарастают.
Режим стабильного функционирования – период устойчивой работы по заданным параметрам. Некоторые авторысчитают, что с точки зрения стабильности и устойчивости этот режим может оказаться избыточным. Представляется, что в завершении этого периода виноваты не столько указанные причины, сколько процесс энтропии системы. Другими словами, товар, человек и сама организация как совокупность людей подвержены старению. Поэтому, чтобы продлить период стабильного функционирования организации, в систему управления должны встраиваться элементы подсистемы саморазвития.
Режим кризиса характеризуется тем, что организация перестает эффективно функционировать. К этому может привести длительный период стабильной работы организации, не имеющей подсистемы саморазвития или неправильно ее эксплуатирующей. В качестве негативного результата может быть банкротство и полная утрата имущества.
Режим развития – это период реализации проектов или программ совершенствования организации. Этот режим рассчитан не столько на более высокие результаты по действующим критериям оценок, сколько на переход на новую систему критериев оценки результатов функционирования. Для этого периода, а он переходный, характерны объективное снижение уровня устойчивости и адаптивности, а также повышение риска потерь доходов. Здесь целесообразно найти ответы на следующие вопросы: как обеспечить устойчивость в процессе изменений; как развиваться не снижая существенно результатов. Требуется найти довольно шаткий баланс между процессом изменений и ростом риска потерь в этой связи.
Между режимами стабильности и развития лежит переходный период, проявляющийся при переходе на новую систему ценностей и целей развития. За этим стоят новые правила игры, критерии оценок, новые технологии управления и производства и т.д.
Для того чтобы переходный период не затянулся или не стал источником повышения риска убытков, целесообразно провести предварительную работу, которая может включать следующую последовательность действий:
проблемно ориентированный анализ ситуации в системе управления;
вычленение приоритетных проблем и их ранжирование по степени важности;
поиск идей для ликвидации выявленных проблем, конструирование обновленной системы управления;
формулирование новых целей и критериев оценки их достижения;
формирование наборов правил поведения системы управления при достижении поставленных целей;
разработка плана действий.
Таким образом, целесообразно рассматривать жизнедеятельность системы управления как процесс изменений, взлетов и спадов в эффективности, требующий создания и обеспечения подсистемы саморазвития, позволяющей сгладить перепады деловой активности, обусловленные этим фактором. Режимы жизнедеятельности системы управления должны анализироваться и учитываться при ее исследовании.
- 1. Основные характеристики организационной структуры 8
- 1. Алгоритмы и методы исследования системы управления 16
- 2. Методы исследования системы управления 34
- 3. Оценка эффективности системы управления. 90
- 4. Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления 103
- 5. Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь. 121
- 7. Задания на контрольную работу 128
- 8. Литература 134 Введение
- Основные характеристики организационной структуры
- 1.1.Основные характеристики организационной структуры системы управления
- 1.2.Масштаб управляемости
- 1.2.1. Факторы, влияющие на формирование масштаба управляемости
- 1.3. Концептуальные подходы к оптимизации масштаба управляемости
- 1.4. Резюме
- Алгоритмы и методы исследования системы управления
- 2.1. Системный анализ как основа научного исследования
- 2.2. Алгоритм исследования системы управления
- I. Анализ проблемы
- II. Определение системы
- III. Анализ структуры системы
- XI. Построение комплексной программы развития
- XII. Проектирование системы для достижения целей
- 1.5.Классификация методов исследований
- 2.3.1 Классификация Игнатьевой а.В., Максимцова м.М
- 1.5.1. Классификация Короткова э.М
- Методы исследования системы управления
- 1.6.Качественные методы
- 1.6.1.Мыслительно – логические методы.
- Конструирование определений,
- Постановка вопроса
- Конструирование гипотез
- Гипотеза – это вероятностное знание, объяснение, понимание., вариант объяснения проблемной ситуации при недостаточности информации.
- Доказательства
- Интуиция
- Классификация и типология
- Методы разделения (группровки) фактов по определенным признакам
- Основные принципы классификации
- Представление собранной фактологической информации к виду, удобному для дальнейшего анализа
- 1.6.2.Методы полемики
- Метод «Мозгового штурма»
- Этап генерации идей (первый этап).
- Этап анализа выдвинутых идей
- Основные принципы
- Роль руководителя группы
- Разновидности метода мозгового штурма
- Операторы синектики
- Формирование синектической группы
- Метод сценариев
- Методы экспертных оценок
- Подбор состава экспертов
- Методы проведения экспертизы.
- Оценка важности параметра в баллах
- Алгоритм определения коэффициентов веса оценки важности параметров в баллах
- Метод парных сравнений
- Алгоритм определения коэффициентов веса методом парных сравнений
- Метод «ДельФ»
- 1.6.3.Диагностические методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.2.1 Сравнение .
- 3.2.2 Ранжирование данных наблюдений
- 3.2.3 Группировка данных наблюдений
- 3.2.4 Средние величины: Средняя арифметическая
- Средняя арифметическая взвешенная
- 1.6.4.Показатели вариации
- 3.3 Графические методы
- 3.3.1 Дерево целей
- 3.3.2 Матричные методы
- 3.3.3 Сетевые методы
- Построение сетевого графа.
- Необходимые шаги разработки Проекта
- Расстановка вех (контрольных сроков)
- 3.4 Методы моделирования
- 3.4.1 Регрессионные модели
- 3.4.2 Оптимизационные модели
- 3.4.3 Игровые модели
- 3.4.4 Кибернетические модели
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- Оценка эффективности системы управления.
- 4.1. Система управления и основные законы общей теории организации
- 4.2. Режимы жизнедеятельности
- 4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления
- 4.3 Количественные методы оценки системы управления
- 4.3.1. Оценка эффективности организационной структуры
- 5. Интегральный показатель эффективности управления:
- Позитивные направления изменения коэффициентов эффективности
- 3.4. Резюме
- Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления
- 5.1. Подходы к развитию системы управления
- 5.2. Общие принципы развития системы управления
- 5.3. Логическая схема развития системы управления
- 5.4. Поиск оптимальной организационной структуры системы управления
- 5.5. Основные методологические подходы к проектированию системы управления
- 5.1.1 Методология проектирования систем управления
- 5.1.2. Проработка организационных механизмов координации системы управления
- 5.1.3. Проектирование экономических рычагов управления
- 4.3. Резюме
- Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь.
- 7. Задания на контрольную работу Требования к оформлению Контрольной работы
- Задание 1
- Задание 2.
- Задание 3.
- 8. Литература