logo
ISU_BASE_MGSU

Классификация и типология

Мы уже многократно говорили, что в основе любого исследования лежат факты и информация, характеризующие исследуемое событие, явление, проблему. Роль фактов в исследовании состоит в том, что на этапе постановки и решения проблемы, только они позволяют выделить и распознать проблему, а на этапе принятия решения позволяют проверить его правильность и адекватность реальной жизни. Только действительные факты утверждают результаты выполненных исследований – ни одно доказательство не может считаться доказательством, если оно не подтверждается фактами.

Следует различать понятия «факт» и «информация».

Факт – это реально существующее событие, явление или их проявление, очевидность, которая не вызывает сомнения и не может отрицаться.

Информация – это сведения о проблеме, явлении (или их проявлении), не обязательно имеющее фактологический фарактер. В отдельных случаях, это могут быть идеи, выдвинутые Вашими коллегами, субъективные позиции исследователей, наблюдения отдельных членов коллектива, сведения, полученные из печатных изданий и др.

В этой ситуации , казалось бы, чем больше исследователь имеет в своем распоряжении фактов, характеризующих изучаемое явление (проблему), тем более успешно может быть проведено исследование и принято эффективное решение. Однако, это совсем так. Среди многообразия и обилия фактов, характеризующих явление (проблему), могут существовать (и, как правило, - существуют) факты «зашумляющие» и затрудняющие понимание исследуемого процесса. Часть этих фактов, может быть связана с влиянием на исследуемую проблему, других проблем, процессов – так называемые «коррелированные» факторы, а часть может быть просто связана с ошибками наблюдений (или экспериментов).

Для исследователя предельно важным является умение среди всего многообразия фактов, отобрать именно те, которые действительно характеризуют исследуемое явление, а «оставшиеся» факторы, подвергнуть специальному анализу, для выяснения причин их породивших.

Задача чрезвычайно сложная и требует от исследователя предельного внимания и аккуратности в отборе факторов.

Наиболее частые ошибки в отборе фактов:

При отборе фактов, характеризующих явление можно руководствоваться следующими основными принципами: