Формирование синектической группы
Синектическая группа – «это коллектив людей, которые по своему составу, индивидуальным качествам и при определенной организации совместной деятельности способны включать механизмы творчества, интуиции, фантазии и находить оригинальные решения сложных неординарных проблем». (Коротков Э.М.)
Как правило, формирование синектической группы проводится в три этапа, на каждом из которых действуют свои критерии отбора.
На первом этапе наиболее важным является уровень образования и энергетического потенциала кандидата.
Энергетический потенциал – это не просто склонность к активному поведению, это способность включения всех средств интеллектуальной деятельности, рационального их использования,. это выдержка, воля, мобилизация всех сил для достижения цели.
На втором этапе особое внимание обращается на творческие способности человека и, прежде всего, на его способности к образному, метафорическому восприятию действительности, способности при эмоциональном отношении у ситуации, сохранять «трезвую» голову и ясность мысли.
На третьем этапе проверяются коммуникативные способности кандидата (именно от их развитости зависит его эффективность работы в группе), скорость реакции на события и обсуждаемые идеи, развитость чувства ответственности и обязательности.
На каждом из этапов для отбора кандидатов могут быть использованы методы тестирования с элементами решения задач и деловых игр.
После того как группа создана, она должна пройти этап (иногда достаточно длительный) обучения основным приемам синектики, методам НЛП и методам латерального мышления и др. Этот этап способствует не только корректировке состава группы, но и созданию инновационной среды, освоению методологии и организации творческой работы. В США создана специальная фирма “Sinectyk Corparation”, занимающаяся консультированием и обучением в области синектики. Наиболее крупные фирмы имеют в своем составе несколько синектических групп, каждая из которых занимается отдельной группой проблем.
Следует отметить, что в отличие от метода мозгового штурма, в синектической группе не должно быть явного лидера. Роль руководителя выполняют поочередно все руководители группы. При этом, «временный! руководитель (лидер) должен не только настраивать группу на творческое восприятие проблемы и активную работу, но и следить за психологическим состоянием группы. Нередки случаи, когда у новичков в группе могут появиться угрызения совести («получаем деньги за приятное времяпрепровождение»), зазнайство после удачного решения проблемы, истощение нервной системы в результате интенсивной работы и др.
Успеху работы синектических групп может способствовать понимание и соблюдение определенных правил, например:
запрещение обсуждать достоинства и недостатки отдельных членов группы;
возможность прекращения работы в группе (временное или постоянное) при малейших признаках утомления без объяснения причин.
После того как отбор кандидатов завершен (обычно в группу входят не более 10 человек) производится их обучение основным приемам синектики.
- 1. Основные характеристики организационной структуры 8
- 1. Алгоритмы и методы исследования системы управления 16
- 2. Методы исследования системы управления 34
- 3. Оценка эффективности системы управления. 90
- 4. Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления 103
- 5. Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь. 121
- 7. Задания на контрольную работу 128
- 8. Литература 134 Введение
- Основные характеристики организационной структуры
- 1.1.Основные характеристики организационной структуры системы управления
- 1.2.Масштаб управляемости
- 1.2.1. Факторы, влияющие на формирование масштаба управляемости
- 1.3. Концептуальные подходы к оптимизации масштаба управляемости
- 1.4. Резюме
- Алгоритмы и методы исследования системы управления
- 2.1. Системный анализ как основа научного исследования
- 2.2. Алгоритм исследования системы управления
- I. Анализ проблемы
- II. Определение системы
- III. Анализ структуры системы
- XI. Построение комплексной программы развития
- XII. Проектирование системы для достижения целей
- 1.5.Классификация методов исследований
- 2.3.1 Классификация Игнатьевой а.В., Максимцова м.М
- 1.5.1. Классификация Короткова э.М
- Методы исследования системы управления
- 1.6.Качественные методы
- 1.6.1.Мыслительно – логические методы.
- Конструирование определений,
- Постановка вопроса
- Конструирование гипотез
- Гипотеза – это вероятностное знание, объяснение, понимание., вариант объяснения проблемной ситуации при недостаточности информации.
- Доказательства
- Интуиция
- Классификация и типология
- Методы разделения (группровки) фактов по определенным признакам
- Основные принципы классификации
- Представление собранной фактологической информации к виду, удобному для дальнейшего анализа
- 1.6.2.Методы полемики
- Метод «Мозгового штурма»
- Этап генерации идей (первый этап).
- Этап анализа выдвинутых идей
- Основные принципы
- Роль руководителя группы
- Разновидности метода мозгового штурма
- Операторы синектики
- Формирование синектической группы
- Метод сценариев
- Методы экспертных оценок
- Подбор состава экспертов
- Методы проведения экспертизы.
- Оценка важности параметра в баллах
- Алгоритм определения коэффициентов веса оценки важности параметров в баллах
- Метод парных сравнений
- Алгоритм определения коэффициентов веса методом парных сравнений
- Метод «ДельФ»
- 1.6.3.Диагностические методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.2.1 Сравнение .
- 3.2.2 Ранжирование данных наблюдений
- 3.2.3 Группировка данных наблюдений
- 3.2.4 Средние величины: Средняя арифметическая
- Средняя арифметическая взвешенная
- 1.6.4.Показатели вариации
- 3.3 Графические методы
- 3.3.1 Дерево целей
- 3.3.2 Матричные методы
- 3.3.3 Сетевые методы
- Построение сетевого графа.
- Необходимые шаги разработки Проекта
- Расстановка вех (контрольных сроков)
- 3.4 Методы моделирования
- 3.4.1 Регрессионные модели
- 3.4.2 Оптимизационные модели
- 3.4.3 Игровые модели
- 3.4.4 Кибернетические модели
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- Оценка эффективности системы управления.
- 4.1. Система управления и основные законы общей теории организации
- 4.2. Режимы жизнедеятельности
- 4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления
- 4.3 Количественные методы оценки системы управления
- 4.3.1. Оценка эффективности организационной структуры
- 5. Интегральный показатель эффективности управления:
- Позитивные направления изменения коэффициентов эффективности
- 3.4. Резюме
- Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления
- 5.1. Подходы к развитию системы управления
- 5.2. Общие принципы развития системы управления
- 5.3. Логическая схема развития системы управления
- 5.4. Поиск оптимальной организационной структуры системы управления
- 5.5. Основные методологические подходы к проектированию системы управления
- 5.1.1 Методология проектирования систем управления
- 5.1.2. Проработка организационных механизмов координации системы управления
- 5.1.3. Проектирование экономических рычагов управления
- 4.3. Резюме
- Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь.
- 7. Задания на контрольную работу Требования к оформлению Контрольной работы
- Задание 1
- Задание 2.
- Задание 3.
- 8. Литература