logo
ISU_BASE_MGSU

8. Литература 134 Введение

В современном менеджменте рассматривается мно­жество самых разных организаций, которые представля­ют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распре­деления обязанностей.

Множе­ство целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются спе­циальные знания и искусство, методы и приемы, обеспе­чивающие эффективную совместную деятельность работ­ников всех структурных подразделений.

Каждая организация имеет конкретную систему управ­ления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции.

Прежде всего, необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения харак­теристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубоко­му пониманию характеристик изучаемой системы и про­цесса функционирования организации как системы.

Как правило, представление объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями из-за наличия множества определений системы и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при по­строении реальной системы управления.

Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и пе­реработки информации с целью получения максималь­ного конечного результата при определенных ограниче­ниях (например, наличия ресурсов).

Л юбая система, как бы сложна (или проста) она не была, всегда может быть декомпозирована ( разделена) на три основных части:

Между собой эти части связаны потоками информации, которые могут поступать к ним через какие-то промежуточные звенья - датчики измеряющие состояние среды и объекта (Dx, Dy). Такими звеньями в социально - экономической системе могут быть отделы информационого обеспечения, менеджеры младшего звена и др. Задачей этих звеньев является не только сбор информации, но и обработка ее, предварительная фильтрация (выделение главной, наиболее содержательной части информации влияющей на деятельность Предприятия) и предоставление на верхний уровень управления в виде удобном для быстрого анализа и принятия необходимых решений.

Понятие границ среды достаточно условно и определятся тем насколько объект управления (фирма или ее отдельное подразделение) связаны с деятельностью других подразделений.

Определение внешних границ объекта управления является одной из главных задач исследования: расширение этих границ приводит к резкому увеличению сложности задачи, а их сужение, хотя и упрощает решение, может привести к неэффективности принимаемых решений, а, соответственно, к недостижимости поставленных целей.

В иерархии управления фирмой можно выделить две стороны , которые жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред фирмы. Внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное и не поддающееся управлению менеджером фирмы

Ее составляют: – потребители; – поставщики; – капиталисты; – рынок рабочей силы; – государство (общество); – конкурирующие фирмы; – уровень технологического развития отрасли, в которой действует фирма; – общая экономическая обстановка; – политическая обстановка в мире и регионе.

Внутренняя среда фирмы является по существу ее реакцией на внешнюю среду.

Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам: - производство; - маркетинг; - исследования

- финансовое управление; - общее управление.

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятия.