logo
ISU_BASE_MGSU

Операторы синектики

Операторы синектикиэто психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс группы.

Согласно определению, проблемой называется ситуация, которая требует решения, причем предполагается, что это решение в свою очередь требует поиска, исследования. Иногда какая-то ситуация считается проблемой только потому, что на нее смотрят под определенным углом зрения. Если же изменить угол зрения, то ее решение может оказаться столь очевидным, что проблемность ситуации теряет смысл.

При решении какой-либо проблемы в первую очередь устанавливаются границы, в которые должно уложиться решение. После того как эти границы предположительно установлены, шаблонное мышление заставляет решать проблему в пределах этих границ. Однако, нередко, границы оказываются мнимыми, а решение находится за их пределами. (Вспомним, к примеру, апокрифическую историю о колумбовом яйце.).

Другой прием заключается в том, чтобы переворачивать явления с ног на голову, сознательно меняя некоторые соотношения- превращать известное в якобы неизвестное. Так, вместо того, чтобы рассматривать стены дома в качестве опоры для крыши, можно рассматривать их как подвешенные к ней; положение о том, что неподвижные крылья самолета служат для образования подъемной силы при движении самолета, заменить идеей о необходимости движения самих крыльев (винта) при неподвижном фюзеляже и др.

Так как нешаблонное мышление не имеет четко определенного направления, то не представляет большого труда отойти от проблемы, чтобы решить ее. Если ваш автомобиль остановился на склоне холма, а автомобиль, стоящий перед вами, неожиданно начинает скользить назад, прямо на вас, Вы, естественно, опираясь на логику, дадите задний ход и отъедете в сторону (при условии, что поток транспорта движется по соседнему ряду). Но быть может, разумнее сделать совершенно противоположное, а именно: подъехать вплотную к скользящему назад автомобилю. Это ослабит удар при столкновении, и, кроме того, дополнительное тормозное усилие вашего автомобиля, возможно, окажется достаточным, чтобы приостановить опасное движение вниз другого.

Существует несколько операторов превращения известного – в якобы неизвестное:

Суть метода можно передать следующей фразой: "Возможно, нет причин говорить (делать) что-либо, пока это не было сказано (сделано)." Используя провокацию, мы находим новую идею, и появление данной идеи, даже если она нереальна, невыгодна, оправдывает данную провокацию.

В одной иностранной лакокрасочной компании проводили мозговой штурм по данной проблеме. Один из сотрудников предложил добавлять в краску порох, чтобы в последующем поджигать ее и она полностью сгорала бы, очищая стены. Это послужило провокационной начальной точкой для новой краски. Порох в краску конечно не добавляли. А добавили определенное химическое соединение, которое не влияло на основные качества краски. А другое химическое соединение использовали для опрыскивания обработанных данной краской поверхностей, после чего краска самостоятельно удалялась с окрашенной поверхности. 

В любой ситуации можно прибегнуть к провокации. Но помните - провокация должна быть действительно провокативной. Самая распространенная ошибка - снижение риска до минимума уже при поиске решения. В качестве провокации предлагается удовлетворительное решение. А оно неспособно реализовать большой рывок в сторону, способный порвать стереотипы, и мысли возвращаются обратно, к обычным решениям. Используя такую легкую провокацию, человек не способен получить из нее стоящие идеи. Ведь в проблеме с возвратом кредитов идея о более тщательной проверке кредитуемых явно не будет провокативной. А вот идея о том, что надо не давать кредит, а покупать организацию за те же деньги - явно «попахивает» провокацией.

Совершенно естественно, что приведенные выше аналогии могут использоваться в самых различных сочетаниях. Важно только одно – их использование должно стимулировать коллективную творческую мысль.