logo
ISU_BASE_MGSU

Подбор состава экспертов

На рисунке приведены основные критерии, которыми следует руководствоваться при подборе состава экспертов:

Взаимооценка и самооценка компетентности экспертов.

С амоценка. С одной стороны, кто лучше может возможности эксперта, чем он сам? С другой стороны, при самооценке компетентности, чаще всего оценивается степень самоуверенности эксперта, чем его реальная компетентность, знание предмета исследования.

Взаимоценка- достаточно хороший показатель, позволяющий экспертам взаимно оценить друг друга. Однако, он в, в основном, характеризует личностные и групповые симпатии. В современных условиях достаточно хорошее знакомство с работами и возможностями друг друга, может быть у специалистов достаточно долго работавших друг с другом (или принадлежащих одной школе исследователей). Поэтому привлечение таких пар специалистов, не всегда целесообразно, так их мнения буду очень похожими друг на друга.

Формальные показатели чаще всего носят вспомогательный характер, дополнительно характеризуя эксперта, его знания и умение разбираться в сложных проблемах.

Успешность участия в проведении экспертиз – критерий наиболее применимый при проведении однотипных экспертиз: оценка качества товара, судейство соревнований и др.

Метод «снежного кома» заключается в том, что от каждого специалиста, привлекаемого к экспертизе, получают несколько фамилий (с небольшим обоснованием) тех, кто может, принять участие в экспертизе. Процесс расширения списка останавливается, когда новые фамилии перестают встречаться. В этом случае, будет получен достаточно большой список экспертов, из которого можно будет выбрать их необходимое количество. (Следует заметить, что и в этом случае существует опасность привлечения к экспертизе специалистов, принадлежащих одному «клану», а мнения специалистов, имеющих другую точку зрения на рассматриваемую проблему будут упущены).

Подбор экспертовэто функция Рабочей группы, на которой лежит ответственность за качество проведения экспертизы и никакие методики подбора экспертов не снимают с нее ответственности, за качество оценки ситуации, проблемы.