Этап генерации идей (первый этап).
1, Н а этом этапе в состав группы приглашаются (именно приглашаются, а не назначаются приказом, так как ничто не сдерживает творческую инициативу исследователя так, как принуждение) люди различных специальностей, обладающие способностью творческого, неординарного мышления, энциклопедическими знаниями, глубоким пониманием проблемы и способные к творческой коллективной работе.
Участников группы мозгового штурма можно разделить на три типа личностей:
активный генератор – человек с быстрой ( практически мгновенной) реакцией, не «зацикливающийся» на глубоком понимании проблемы, но проявляющий интерес к ней и стремящийся предложить различные варианты ее решения ( даже на первый взгляд абсурдные), человек получающий удовольствие от работы в группе и стремящийся занять в ней лидирующее положение;
пассивный генератор – человек, для которого важна сама работа в группе (а не занимаемое положение). Он всегда стремиться глубоко понять содержание проблемы, причины ее возникновения и только потом думать о ее решении. Прежде чем высказать какую-либо идею, тщательно анализирует свои мысли, проверяя ее правильность и обоснованность. Как правило, люди подобного типа не сразу активно включаются в работу, а требуют предварительного «разогрева»;
латентный (скрытый) генератор – в большей степени склонен к индивидуальной работе («волк одиночка»). Очень осторожен в высказываниях идей, всегда стремится вначале провести неформальную ее проверку и обсуждение с коллегами в неформальной обстановке и только потом предлагать ее всеобщему сниманию. Для него очень часто бывает важным точность формулировки идеи, а не ее содержание.
2 . При подборе состава группы могут быть широко использованы методы тестирования кандидатов
3. Очень важным для творческой работы группы мозгового штурма является человеческая совместимость отдельных ее членов. В группе должна «царить» атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.
4. Строгое запрещение критики, выдвинутых идей. Не редко критика выдвинутой идеи приводит к тому, что ее автор «замыкается» в себе и перестает активно участвовать в работе группы. Главной задачей первого этапа «мозгового» штурма является генерация как можно большего числа идей, решений, постановки проблем, вопросов и др. Поэтому на этом этапе критика и обсуждение выдвинутой идеи – просто не уместна.
5. Запрещение обоснования и оценки идей. На первом этапе необходимо только предлагать идеи, отличные от ранее высказанных. При групповой работе немедленная оценка представленных идей оказывает отрицательное воздействие на предъявление участниками новых идей и мыслей. Соответственно, через некоторое время групповая работа приходит к стагнации, идей становиться все меньше и меньше (число идей стремиться к нулю). А после групповой встречи сотрудники в курилке говорят, что можно сделать то-то и то-то. А почему не сказали? Не хотели, чтобы их предложения подняли на смех. К сожалению, в российских организациях эта проблема встречается достаточно часто.
6. Принцип разнообразия мотивации идей – снимает все ограничения на высказываемую идею. Она может быть на первый взгляд абсурдной, фантастичной, но обязательно должна иметь отношение к обсуждаемой проблеме.
7. Ограничение времени на высказывание. Очень желательно, чтобы выдвигаемая идея была плодом «озарения», творческого импульса (Эврика!!!), а не плодом длительных раздумий. Кроме того, среди членов группы всегда могут найтись любители поговорить, «зациклиться» на своей идее, что противоречит смыслу работы группы.
8. Запрещается «присоединяться к мнению» или «расшифровывать высказанные идеи» (ситуация, которая очень часто наблюдается при проведении совещаний, планерок и др.). Участник группы должен активно работать, выдвигать новые идеи, альтернативы, а не создавать видимость работы!
- 1. Основные характеристики организационной структуры 8
- 1. Алгоритмы и методы исследования системы управления 16
- 2. Методы исследования системы управления 34
- 3. Оценка эффективности системы управления. 90
- 4. Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления 103
- 5. Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь. 121
- 7. Задания на контрольную работу 128
- 8. Литература 134 Введение
- Основные характеристики организационной структуры
- 1.1.Основные характеристики организационной структуры системы управления
- 1.2.Масштаб управляемости
- 1.2.1. Факторы, влияющие на формирование масштаба управляемости
- 1.3. Концептуальные подходы к оптимизации масштаба управляемости
- 1.4. Резюме
- Алгоритмы и методы исследования системы управления
- 2.1. Системный анализ как основа научного исследования
- 2.2. Алгоритм исследования системы управления
- I. Анализ проблемы
- II. Определение системы
- III. Анализ структуры системы
- XI. Построение комплексной программы развития
- XII. Проектирование системы для достижения целей
- 1.5.Классификация методов исследований
- 2.3.1 Классификация Игнатьевой а.В., Максимцова м.М
- 1.5.1. Классификация Короткова э.М
- Методы исследования системы управления
- 1.6.Качественные методы
- 1.6.1.Мыслительно – логические методы.
- Конструирование определений,
- Постановка вопроса
- Конструирование гипотез
- Гипотеза – это вероятностное знание, объяснение, понимание., вариант объяснения проблемной ситуации при недостаточности информации.
- Доказательства
- Интуиция
- Классификация и типология
- Методы разделения (группровки) фактов по определенным признакам
- Основные принципы классификации
- Представление собранной фактологической информации к виду, удобному для дальнейшего анализа
- 1.6.2.Методы полемики
- Метод «Мозгового штурма»
- Этап генерации идей (первый этап).
- Этап анализа выдвинутых идей
- Основные принципы
- Роль руководителя группы
- Разновидности метода мозгового штурма
- Операторы синектики
- Формирование синектической группы
- Метод сценариев
- Методы экспертных оценок
- Подбор состава экспертов
- Методы проведения экспертизы.
- Оценка важности параметра в баллах
- Алгоритм определения коэффициентов веса оценки важности параметров в баллах
- Метод парных сравнений
- Алгоритм определения коэффициентов веса методом парных сравнений
- Метод «ДельФ»
- 1.6.3.Диагностические методы
- 3.2 Количественные методы
- 3.2.1 Сравнение .
- 3.2.2 Ранжирование данных наблюдений
- 3.2.3 Группировка данных наблюдений
- 3.2.4 Средние величины: Средняя арифметическая
- Средняя арифметическая взвешенная
- 1.6.4.Показатели вариации
- 3.3 Графические методы
- 3.3.1 Дерево целей
- 3.3.2 Матричные методы
- 3.3.3 Сетевые методы
- Построение сетевого графа.
- Необходимые шаги разработки Проекта
- Расстановка вех (контрольных сроков)
- 3.4 Методы моделирования
- 3.4.1 Регрессионные модели
- 3.4.2 Оптимизационные модели
- 3.4.3 Игровые модели
- 3.4.4 Кибернетические модели
- 3.4.5 Экономико-математические модели
- Оценка эффективности системы управления.
- 4.1. Система управления и основные законы общей теории организации
- 4.2. Режимы жизнедеятельности
- 4.3. Критерии и методы оценки эффективности системы управления
- 4.3 Количественные методы оценки системы управления
- 4.3.1. Оценка эффективности организационной структуры
- 5. Интегральный показатель эффективности управления:
- Позитивные направления изменения коэффициентов эффективности
- 3.4. Резюме
- Научная ценность и прикладное значение исследования системы управления
- 5.1. Подходы к развитию системы управления
- 5.2. Общие принципы развития системы управления
- 5.3. Логическая схема развития системы управления
- 5.4. Поиск оптимальной организационной структуры системы управления
- 5.5. Основные методологические подходы к проектированию системы управления
- 5.1.1 Методология проектирования систем управления
- 5.1.2. Проработка организационных механизмов координации системы управления
- 5.1.3. Проектирование экономических рычагов управления
- 4.3. Резюме
- Основные качества, которыми должен обладать менеджер- исследователь.
- 7. Задания на контрольную работу Требования к оформлению Контрольной работы
- Задание 1
- Задание 2.
- Задание 3.
- 8. Литература