logo
ISU_BASE_MGSU

Этап генерации идей (первый этап).

1, Н а этом этапе в состав группы приглашаются (именно приглашаются, а не назначаются приказом, так как ничто не сдерживает творческую инициативу исследователя так, как принуждение) люди различных специальностей, обладающие способностью творческого, неординарного мышления, энциклопедическими знаниями, глубоким пониманием проблемы и способные к творческой коллективной работе.

Участников группы мозгового штурма можно разделить на три типа личностей:

активный генератор – человек с быстрой ( практически мгновенной) реакцией, не «зацикливающийся» на глубоком понимании проблемы, но проявляющий интерес к ней и стремящийся предложить различные варианты ее решения ( даже на первый взгляд абсурдные), человек получающий удовольствие от работы в группе и стремящийся занять в ней лидирующее положение;

пассивный генератор – человек, для которого важна сама работа в группе (а не занимаемое положение). Он всегда стремиться глубоко понять содержание проблемы, причины ее возникновения и только потом думать о ее решении. Прежде чем высказать какую-либо идею, тщательно анализирует свои мысли, проверяя ее правильность и обоснованность. Как правило, люди подобного типа не сразу активно включаются в работу, а требуют предварительного «разогрева»;

латентный (скрытый) генератор – в большей степени склонен к индивидуальной работе («волк одиночка»). Очень осторожен в высказываниях идей, всегда стремится вначале провести неформальную ее проверку и обсуждение с коллегами в неформальной обстановке и только потом предлагать ее всеобщему сниманию. Для него очень часто бывает важным точность формулировки идеи, а не ее содержание.

2 . При подборе состава группы могут быть широко использованы методы тестирования кандидатов

3. Очень важным для творческой работы группы мозгового штурма является человеческая совместимость отдельных ее членов. В группе должна «царить» атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.

4. Строгое запрещение критики, выдвинутых идей. Не редко критика выдвинутой идеи приводит к тому, что ее автор «замыкается» в себе и перестает активно участвовать в работе группы. Главной задачей первого этапа «мозгового» штурма является генерация как можно большего числа идей, решений, постановки проблем, вопросов и др. Поэтому на этом этапе критика и обсуждение выдвинутой идеи – просто не уместна.

5. Запрещение обоснования и оценки идей. На первом этапе необходимо только предлагать идеи, отличные от ранее высказанных. При групповой работе немедленная оценка представленных идей оказывает отрицательное воздействие на предъявление участниками новых идей и мыслей. Соответственно, через некоторое время групповая работа приходит к стагнации, идей становиться все  меньше и меньше (число идей стремиться к нулю). А после групповой встречи сотрудники в курилке говорят, что можно сделать то-то и то-то. А почему не сказали? Не хотели, чтобы их предложения подняли на смех. К сожалению, в российских организациях эта проблема встречается достаточно часто.

6. Принцип разнообразия мотивации идей – снимает все ограничения на высказываемую идею. Она может быть на первый взгляд абсурдной, фантастичной, но обязательно должна иметь отношение к обсуждаемой проблеме.

7. Ограничение времени на высказывание. Очень желательно, чтобы выдвигаемая идея была плодом «озарения», творческого импульса (Эврика!!!), а не плодом длительных раздумий. Кроме того, среди членов группы всегда могут найтись любители поговорить, «зациклиться» на своей идее, что противоречит смыслу работы группы.

8. Запрещается «присоединяться к мнению» или «расшифровывать высказанные идеи» (ситуация, которая очень часто наблюдается при проведении совещаний, планерок и др.). Участник группы должен активно работать, выдвигать новые идеи, альтернативы, а не создавать видимость работы!