logo search
ISU_BASE_MGSU

1.1.Основные характеристики организационной структуры системы управления

Как известно, концепция бюрократии, сформулированная в начале XX века немецким социологом Максом Вебером, содержит следующие пять характеристик рациональной структуры:

Эти характеристики не потеряли актуальности и сегодня.

В современных источниках приводится разный набор характеристик, которым должна отвечать организационная структура системы управления, а значит и вся организация. Приведем наиболее часто встречающиеся относительно самостоятельные характеристики организационной структуры:

Характеристики обусловлены сущностью, свойствами и целевым назначением структуры управления [4]. Рассмотрим определения основных из них [4].

Адаптивность – это состояние организационной структуры, позволяющее гибко реагировать на изменения в окружающей среде (структура, имеющая такую характеристику, иногда называется “органической”).

Устойчивость – это предсказуемость поведения в определенной мере под воздействием внешней среды, внутренних изменений и управления [3].

Устойчивость и адаптивность организационной структуре, а значит и самой системе управления придает оптимальная норма управляемости. Устойчивость и адаптивность вполне могут характеризовать жизнеспособность системы управления и самой организации.