2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова «innovation», буквальный перевод которого означает «введение новаций». То есть с момента принятия к внедрению новшество (novation) приобретает новое качество — становится нововведением (инновацией).
Впервые понятие «инновация» появилось в научных исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно речь шла об инфильтрации Европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества.
В экономических исследованиях оно стало использоваться в начале XX века. В работе Й. Шумпетера «Теория экономического развития» выделяется пять типовых новых комбинаций, приводящих к развитию производства и рынка, а именно:
использование новой техники, технологических процессов, нового рыночного обеспечения производства;
внедрение продукции с новыми свойствами;
использование нового сырья;
изменение в организации производства;
появление новых рынков сбыта.
Им же в работе «Капитализм, социализм и демократия» (30-е годы) употребляется в экономике и термин «инновация». Согласно Й. Шумпетеру, инновация представляет собой главный источник прибыли: «Прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций... Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития».
В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности нововведения. В одном случае нововведение — это результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т. д., в другом — процесс введения новых изделий, элементов, подходов, принципов и т. д. вместо действующих. В целях упорядочения терминологии специалистами предлагается ввести два понятия: «нововведение» и «инновационный процесс», соответствующих нововведению как отдельному объекту внедрения (новая продукция, новая идея и т. д.) и нововведению как процессу переноса новшества в сферу его применения.
Нетрадиционный, отличный от других, подход к определению сущности нововведения предложил А. А. Кутейников, определяя его как новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники. Оно обладает двумя свойствами: новизной применения данной потребительной стоимости для удовлетворения некой общей потребности (рыночной новизной) и новизной, лежащей в основе нововведения, научной идеи или технического решения (научно-технической новизной).
Сама экономическая природа нововведения обусловливает главенство рыночной новизны над научно-технической. Потребителя в первую очередь интересуют полезные свойства новой потребительной стоимости и ее преимущества перед альтернативными потребительными стоимостями, а не степень оригинальности научно-технической идеи, составляющей принцип функционирования или применимости того или иного новшества. Для него важен полезный эффект, соотнесенный с размером ресурсов, которые затрачиваются для получения этого эффекта, а не достижения науки и техники, благодаря которым такой эффект достигается. Поэтому научно-техническая новизна, скорее, обязательное свойство не нововведения, а изобретения, составляющего основу его применимости и принцип функционирования.
Согласно финансовому подходу, нововведения — процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.
Интересна точка зрения на сущность нововведения (инновации) одного из основоположников менеджмента как науки Питера Дракера. Инновация определяется им как специальный инструмент предпринимателя для реализации потенциальных возможностей в бизнесе. Изучив опыт успешного инновационного предпринимательства, П. Дракер пришел к выводу, что таких предпринимателей объединяют черты — стремление к созданию новых отличных от других ценностей и новых отличных от других способов удовлетворения потребностей.
П. Дракер выделяет семь источников инновационных возможностей. Первые три находятся в самом предприятии, а оставшиеся четыре включают изменения вне предприятия и отрасли. Этими источниками являются:
неожиданный успех, неудача или какое либо событие;
несоответствие между объективной действительностью и ранее спрогнозированным ходом событий;
потребности предприятия;
негативные изменения в структуре отрасли или рынка;
демографические изменения;
изменения в восприятии и настрое;
новое знание как научное, так и ненаучное.
Наиболее удачное определение инноваций отражено в коллективной работе под ред. Ю. В. Шленова. Согласно авторам, под инновацией следует понимать прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, управленческих, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого и иного характера.
Не следует смешивать понятия «открытие», «изобретение» и «нововведение» (инновация). Отличия состоят в следующем:
изобретение и открытие делаются, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация — на уровне прикладного порядка;
открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой или кустарем, а инновация, как правило, разрабатывается комплексными коллективными лабораториями;
открытие по своей сущности является бескорыстным актом, а инновация имеет целью повышение эффективности в результате применения ее в процессе производства или управления;
открытие может произойти случайно, а инновация является результатом комплексного использования элементов систематических технических разработок, научно-исследовательских программ и т. д.
В связи с существующими различиями терминологических трактовок инновации и инновационная деятельность не рассматриваются как самостоятельные объекты бухгалтерского и управленческого учета в отечественной учетно-аналитической практике. Их общепринятым аналогом выступает понятие «научно-технической продукции», целью которой является получение, распространение и применение нового опыта и новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономических и социальных проблем. В ее состав, как правило, включают законченные научные исследования и разработки, новые фундаментальные знания и оказание научно-технических услуг. Однако непосредственно продукт научно-технической деятельности не становится товаром, реализуемым на рынке, а выступает как новшество, которое превращается в инновацию после его коммерциализации.
Однако при различной трактовке понятий в одном мнения ученых совпали, инновации характеризуют собой изменения, а если быть более точными — эволюционное развитие производственно-хозяйственной деятельности и экономического прогресса в целом. В этом определении подчеркивается тот факт, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные этапы и стадии.
Комплексный характер инноваций, их многосторонность и разнообразие областей и способов применения требуют разработки их классификации. Для систематизации нововведений рассмотрим несколько классификационных признаков.
По типу нововведения классифицируются:
1) на продуктовые (product innovation) — новая продукция, потребляемая в сфере производства (в качестве средств производства) или в сфере потребления (как предмет потребления или труда);
2) процессные (process innovation) — новые процессы, которые делятся:
а) на технологические (technological innovation) — новые технологии (способы) производства выпускаемой или новой продукции;
б) управленческие (managerial innovation) — новые методы организации работ и управления производством.
Классификационные признаки инноваций.
По инновационному потенциалу нововведения делятся:
на радикальные (базовые) — принципиально новые изделия, технологии, методы организации и управления;
комбинаторные — использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов;
модифицирующие — улучшения, дополнения исходных конструкций, форм, принципов.
По особенностям инновационного процесса выделяют нововведения:
внутриорганизационные;
межорганизационные.
По источнику возникновения нововведения классифицируются на нововведения, вызванные:
развитием науки и техники;
потребностями рынка;
потребностями собственного производства.
По роли в воспроизводственном процессе нововведения делятся:
на инвестиционные;
потребительские.
По форме нововведений:
открытия, изобретения, патенты;
рационализаторские предложения, ноу-хау;
товарные знаки, торговые марки, эмблемы.
Классификация инноваций во многом определяет содержание инновационной деятельности и влияет на проявление тех или иных характеристик инновационной деятельности.
В таблице приведены отличительные особенности инновационной деятельности в зависимости от типа реализуемых новшеств.
Общие и особенные черты инновационной деятельности в зависимости от реализуемых инноваций
Виды инновационной деятельности | Содержание инновационной деятельности по видам инноваций | |||
Продуктовые | Технологические | Организационно-управленческие | ||
Маркетинг | Предварительное исследование, зондирование рынка, адаптация продукта к различным рынкам сбыта, рекламная компания | Анализ социально-технических противоречий в результате изменения положения, статуса, привычек, отношений групп работников и адаптация новшества к потребностям и способностям персонала предприятия | ||
Научные исследования и разработки | Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования | |||
Технологическое оснащение и организация производства | Приобретение и внесение изменений в производственное оборудование и средства технологического оснащения, дополняющие технологическое оборудование, для выполнения технологического процесса; развитие и изменения в процедурах производства и контроля качества продукции | Обучение и мотивация персонала. Приобретение программного обеспечения |
Окончание таблицы
Приобретение технологий в разукомплектованном виде | Приобретение научно-технических достижений в виде патентных лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, прав на патенты; результатов исследований и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау, соглашения на передачу технологий); услуг технологического содержания | Приобретение консалтинговых организационно-управленческих услуг |
Приобретение технологий в укомплектованном виде | Приобретение машин, оборудования, «информационных технологий», связанных по своему технологическому содержанию с внедрением инноваций | |
Проектирование | Подготовка планов и чертежей для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов и процессов | Коллективная подготовка и реализация программы изменений |
Освоение инновационной продукции | Внесение изменений в технологические процессы и продукты; обучение, подготовка и переквалификация персонала для работы по новым технологиям и на новом оборудовании |
|
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а