5.1. Формы организации инновационной деятельности
Понятие «организация инноваций» в широком смысле характеризует способы упорядочения и регулирования действий отдельных людей и автономных групп сотрудников, ориентированных на достижение некоторых целей по созданию и реализации инноваций любого вида и направленности, разной степени новизны и сложности, практической ценности и эффективности, путем совместных и скоординированных действий.
При выборе организационных форм необходимо учитывать, что инновационная деятельность характеризуется исключительным динамизмом, высокими темпами морального старения полученных результатов и появлением и реализацией новых инноваций.
Под организационной формой инновационной деятельности следует понимать комплекс предприятий, отдельное предприятие или подразделения предприятий, характеризующиеся определенной иерархической структурой и соответствующим специфике инновационных процессов механизмом управления, обеспечивающие обоснование необходимости инноваций и выявляющие основные идеи их создания.
В практике развития науки и техники используются разнообразные организационные формы предприятий, отличающиеся: спецификой создаваемых инноваций; широтой охвата инновационного процесса; уровнем управления и структурой управления; формой иерархических связей (вертикальных, горизонтальных, смешанных); территориальным размещением предприятия; формой собственности.
Формами организации инновационной деятельности являются:
промышленные предприятия;
малые инновационные предприятия;
научно-исследовательские институты (НИИ);
высшие учебные заведения (вузы);
технопарки;
промышленные парки;
научные парки;
технополисы;
инновационно-технологические центры;
бизнес-инкубаторы;
центры трансферта технологий.
Промышленные предприятия, ведущие активную инновационную деятельность, составляют ядро инновационного развития региона. Они позволяют осуществлять научные исследования и разработки и доводить новации до реального воплощения в какой-либо продукт, услугу, работу. Предприятия играют главную роль в коммерциализации и диффузии инноваций, развитии инновационной инфраструктуры. Они определяют направления изменения нормативной базы инновационной деятельности. Критериями эффективности работы промышленных предприятий являются количество готовых инноваций, уровень затрат и доходов от инновационной деятельности, отражающие инновационную активность.
Малые инновационные предприятия — это предприятия, специализирующиеся на инновационной деятельности. Они зачастую определяют политику инновационного развития, имеют возможность гибко реагировать на изменения в спросе и предложении на рынке инновационной продукции, отслеживать и воплощать инновационные идеи в производстве и достигать высокой эффективности при условии успешной реализации инноваций.
Научно-исследовательские институты (НИИ) работают на начальной стадии инновационной деятельности, поскольку осуществляют фундаментальные и прикладные научные исследования, опытные разработки, нередко ведут подготовку конструкторской и технологической проектной документации. В то же время эффективность проведения этих этапов инновационного процесса во многом определяет возможность и результативность его использования в производстве и доведения готовой инновационной продукции до потребителя.
Высшие учебные заведения (вузы) определяют кадровый потенциал инновационного развития, способствуют продвижению инновационных идей и доведению их до конкретных производителей. С учетом маркетинговых исследований инновационного рынка вузы могут с большей эффективностью, чем другие субъекты инновационной системы, проводить исследования и осуществлять инновационные разработки, которые будут реализованы на практике. Кроме того, цепочки «вуз-НИИ-предприятие» или «вуз-предприятие» дают возможность разрабатывать только те инновационные проекты, которые могут быть реализованы на предприятиях и которые будут профинансированы.
Технопарки выполняют особую роль в инновационном процессе. Технопарк является формой организации инновационной деятельности, направленной на создание и коммерческую реализацию научно-технической продукции. Он может быть основан на базе вуза, предприятия или быть самостоятельной хозяйственной единицей. Целью организации технопарка является создание условий и инфраструктуры, обеспечивающей современный уровень разработки научно-технической продукции и ее коммерческую реализацию.
Промышленные парки — объединения фирм, основанные на совместном использовании ими земельного участка, служебных помещений, оборудования, технических средств, некоторых деловых услуг.
Научные парки представляют собой совокупность наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупных научных и учебных центров, главным образом, университетов.
Технополисы представляют собой специально созданный комплекс в одном регионе с развитой инновационно-инвестиционной инфраструктурой, включающий предприятия, учреждения, охватывающие полный инновационный цикл. В отличие от технопарка технополис создается специально и включает весь комплекс работ инновационного процесса.
Инновационно-технологические центры создаются с целью решения оперативных задач по обеспечению ускоренной передачи инноваций и интеллектуальной собственности субъектов научно-инновационной деятельности в промышленность и реальный сектор экономики, диверсификации высокотехнологичного производства, активизации научно-инновационной деятельности и трансфера инновационных разработок на крупные промышленные предприятия.
Бизнес-инкубатор — это небольшая организация (5–30 человек), в которой создаются условия, направленные на поддержку, развитие и распространение предприятий малого и среднего бизнеса.
Западные исследователи выделяют три группы «инкубаторов»:
1. Производители новой продукции, разработка которой находится на ранней стадии (создание образца).
2. Инновационные фирмы, приступающие к разработке научно-технических идей.
3. Фирмы, специализирующиеся в сфере оказания деловых услуг.
Функции «бизнес-инкубаторов»:
1. Проведение деловой экспертизы создающихся фирм и проектов. Консультационная деятельность в «инкубаторе» тесно связана с обучением предпринимателей, подготовкой их к самостоятельной деятельности в реальных условиях жесткой конкуренции.
2. Оказание всесторонней помощи клиентам. В обстановке роста числа источников финансирования (государственные субсидии, венчурный капитал, различные фонды, собственные средства) мелкие фирмы нуждаются в осмыслении предоставляемых возможностей и их обоснованном выборе. Как правило, создающиеся фирмы не имеют достаточного опыта общения с финансовыми организациями, а фирмы венчурного капитала предпочитают не иметь дела с новыми компаниями, требующими значительной помощи и подверженными риску банкротства. Опытные специалисты из «инкубатора» могут привлечь внимание венчурного капитала к новичкам по мере их становления.
3. Способствование экономическому развитию региона. Это проявляется в повышении занятости, формировании предпринимательской сети, осуществлении структурной перестройки посредством создания новых фирм и т. д.
Перечисленные функции выполняются посредством предоставления широкого ассортимента услуг, которые подразделяются на 4 группы:
1. Финансовое консультирование и помощь — налогообложение, рисковый менеджмент и страхование, правительственные гарантии и займы, правительственные заказы, залоговые и биржевые операции, помощь в развитии экспортного потенциала.
2. Организация менеджмента — подготовка бизнес-планов, организация найма сотрудников, реклама и маркетинг, обзоры законодательства, организация сервиса и режима работы, разработка проектов.
3. Общеделовые услуги — подготовка аудиовизуального оборудования, отправка и доставка грузов, почтовые услуги, копировальные услуги, секретариат, телекоммуникации, ревизионная деятельность.
4. Профессиональные бизнес-услуги — адвокатура, официальное представительство, патентное обслуживание, учет и анализ, компьютеризация и информационная деятельность, фонды венчурного капитала.
Типы инкубаторов
Первый тип — Центр развития передовой технологии при Технологическом университете штата Джорджия, который образован для расширения высокотехнологичных отраслей и привлечения в них новых фирм.
Второй тип «инкубатора» (один из первых в США) — «Technology Center International», включавший семь центров развития предприятий. Механизм образования «инкубатора» в этом случае ничем не отличается от создания новой фирмы на средства предпринимателя.
Третий тип, примером которого может служить фирма «Рубикон групп» в штате Техас, — это частное инвестиционное партнерство венчурного типа. Такой тип «инкубатора» обусловлен исключительно частными источниками финансирования и высокотехнологичной ориентацией.
Для России наиболее приемлемым представляется создание «инкубаторов» при академических и научных центрах. Подобные заведения имеют сильный научный потенциал сотрудников, привлечение которых к ассистированию начинающих малых фирм позволяет одновременно решать задачи улучшения подготовки специалистов и вести прикладные научные разработки.
Центр трансферта технологий — это организация, занимающаяся передачей научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, применения технологических процессов, выпуска новой продукции. Трансферт технологий осуществляется как в некоммерческой (передача информации по фундаментальным исследованиям, научным открытиям и технологическим изобретениям), так и в коммерческой (коммерциализация разработок) формах.
Методической основой классификации инновационных организаций являются профиль их деятельности, уровень специализации, количество стадий жизненного цикла и ряд других аспектов. В таблице представлена классификация инновационных организаций:
Классификация инновационных организаций
Признак классификации | Вид инновационной организации (ИО) |
1 | 2 |
1. Уровень новизны инноваций | 1.1. Инноваторы-лидеры — инновационные предприятия, которые являются инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями-инноваторами-последователями. 1.2. ИО, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерские изобретения. 1.3. ИО, создающие новые потребности и способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей. 1.4. ИО, создающие базовые инновации. 1.5. ИО, создающие модифицированные новшества. 1.6. ИО, создающие новые поколения техники и технологии. |
2. Уровень специализации | 2.1. ИО, специализированные на отдельной стадии ЖЦ новшества. 2.2. ИО, специализированные на отдельной проблеме. 2.3. Комплексные ИО, объединяющие несколько стадий ЖЦ новшеств. |
Окончание таблицы
1 | 2 |
3. Стадия ЖЦ новшеств, на которой работает инновационная организация | 3.1. Стратегический маркетинг: научно-исследовательская организация по маркетингу (НИО маркетинг). 3.2. Фундаментальные исследования: научно-исследовательские институты (НИИ). 3.3. Прикладные исследования: научно-исследовательские объединения (НИО). 3.4. Опытно-конструкторские работы: специализированное конструкторское бюро (КБ). 3.5. Технологическая подготовка производства: проектно-технологическая организация (ПТО). 3.6. Сервис: сервисная организация. |
4. Тип стратегии инновационной организации | 4.1. ИО-виолент (стратегия характерна для организаций, действующих в сфере крупного производства при массовом выпуске продукции по более низким ценам. За счет этого обеспечивается большой запас конкурентоспособности). 4.2. ИО-патиент (стратегия характерна для предприятий с узкой специализацией для ограниченного круга потребителей. Выпуск дорогих и высококачественных товаров адресован тем, кого не устраивает обычная продукция). 4.3. ИО-эксплерент (стратегия связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка). 4.4. ИО-коммутант (стратегия, обеспечивающая повышение потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества, а за счет индивидуализации услуги). |
5. Организационно-правовая форма | 5.1. Индивидуальное предпринимательство для физических лиц. 5.2. Хозяйственные товарищества и общества. 5.3. Общество с ограниченной ответственностью. 5.4. Общество с дополнительной ответственностью. 5.5. Акционерные общества (открытые и закрытые). 5.6. Дочерние и зависимые общества. 5.7. Производственные кооперативы. 5.8. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. 5.9. Некоммерческие предприятия: союзы, ассоциации и т. п. |
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а