13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
Разработка игры начинается с определения ее темы и учебных целей. В теме, как правило, отражаются характер деятельности, масштаб управления, состав инстанций, условия обстановки.
Например, темами могут быть: эффективность внедрения автоматизированных поточных линий на машиностроительном предприятии; экономическая эффективность повышения качества продукции.
После формулирования темы устанавливаются общие учебные цели, которые должны точно определить:
• для чего проводится данная деловая игра;
• категорию обучающихся;
• чему именно следует обучать;
• какие результаты ожидаются в итоге.
Ориентировочные примеры учебных целей:
• показать, как нужно выполнять какую-либо конкретную задачу;
• научить анализу исходной производственно-хозяйственной, инновационной ситуации;
• показать, как следует принимать решения в определенном виде инновационной ситуации;
• привить практические навыки в выполнении служебных обязанностей установленной категории должностных лиц в определенном разделе инновационной деятельности;
• проверить уровень подготовленности участников (должностных лиц) в определенном виде инновационной ситуации. Учебная цель игры отличается от целей ее участников.
Учебную цель ставит перед собой руководитель игры. Участники же ставят перед собой цели в соответствии со своими игровыми должностями.
Не исключено, что участникам игры до момента ее разбора не следует знать учебных целей игры, так как это может повлиять на их действия.
После определения общих учебных целей целесообразно производить расчленение игры на отдельные этапы (фрагменты), имеющие самостоятельное содержание и свои частные учебные цели. При этом совокупные достижения частных учебных целей отдельных этапов обеспечивают достижение главных учебных целей деловой игры в целом.
Следующий этап — план подготовки и проведения деловой игры. Основные позиции плана:
• разработка проспекта;
• разработка сценария;
• разработка программного обеспечения с контрольным примером по сценарию;
• составление методических материалов;
• разработка задания;
• экспериментальное проведение деловой игры;
• разбор деловой игры.
Проспект деловой игры включает в себя:
• название деловой игры и ее общие учебные цели;
• исходную обстановку с указанием состава и состояния производственно-экономических систем;
• суть производственно-экономической ситуации и динамику ее изменения;
• основы составления общих и частных моделей игры, которые включают перечень необходимых технических и финансово-экономических расчетов, выполняемых ее участниками;
• методику использования оргтехники (персональные компьютеры, ЭВМ) участниками деловой игры и аппаратом руководства;
• состав участников и их роли;
• последовательность и сроки разработки материалов игры.
Проспект игры — важнейший документ, определяющий всю деятельность по ее разработке. Все просчеты в проспекте оборачиваются необходимостью длительных и трудоемких переделок в дальнейшем.
На основе проспекта разрабатывается сценарий игры — основной документ для ее проведения. Разрабатывая сценарий, составители разбивают игру на фрагменты (по возможности, не более двух–трех). В свою очередь, каждый фрагмент разбивается на эпизоды. Устанавливается технологическое или экономическое содержание каждого эпизода и определяется его учебная цель. Затем составляются тексты информационных сообщений, с помощью которых участники игры вводятся в производственно-экономическую обстановку. При этом необходимо четко определить, кому, в каком виде и когда вручается каждое информационное сообщение. После этого составители формулируют действия участников игры. Главная позиция этих действий — выполнение технико-экономических расчетов, для чего формулируется содержание этих расчетов с последующей разработкой алгоритмов и программ.
При проведении ручных расчетов желательно выполнение, для примера, одного из возможных вариантов. Для каждого эпизода предполагаются возможные действия аппарата руководства, с одной стороны, по обеспечению выполнения решения участников игры, а с другой — по оценке этих действий и подготовке новых информационных сообщений, показывающих участникам игры как достоинства, так и недостатки их решений.
Далее анализируется время, необходимое участникам игры на оценку обстановки, обсуждение, выполнение технико-экономических расчетов и на принятие решений.
Программное обеспечение деловых игр включает:
• операционную среду;
• пакеты программ общего назначения;
• программы, специально разработанные для конкретной инновационной игры.
Задание на деловую игру служит документом, предназначенным для того, чтобы участники игры могли заранее подготовиться к ней. Поэтому задание вручается участникам примерно за неделю до начала инновационной игры.
Задание включает в себя три части.
1. Описание технологического и финансово-экономического фона игры. В нем дается краткая характеристика условий, в которых находится производственно-экономическая система и ее отдельные элементы, что дает возможность участникам игры принимать конкретные исходные решения в соответствии со своими должностями.
2. Справочные материалы содержат данные о состоянии производственно-экономической системы в целом и отдельных ее элементов: климатических и природных условиях, коммуникациях, материально-техническом обеспечении, возможностях сбыта продукции, кадровом составе и т. д.
3. Организационные указания. Перечисляются должности играющих, состав руководства, указывается, кто из играющих какую работу должен выполнить к началу и в процессе игры какие материалы разработать, кому и когда их представить. В этой же части приводится перечень литературы, которую участники должны изучить к началу игры.
Методическая разработка деловой игры содержит порядок действий руководителя с момента вручения задания участникам и до ее окончания. Методическая разработка проводится на основании сценария. Эпизод за эпизодом, подробно описываются ожидаемые варианты действий участников игры с вероятными мотивировками этих действий, пояснениями всех расчетов и описанием контактов между участниками. Основная линия руководителя игры определяется последовательностью эпизодов сценария и выполнением конкретных расчетов по соответствующим алгоритмам вручную или с использованием оргтехники (ЭВМ, персональных компьютеров). Указывается порядок анализа выходных данных (результатов расчета).
Итоговая часть разработки — определение места проведения деловой игры и потребности в материальном обеспечении.
К методической разработке прилагаются проспект и сценарий деловой игры, алгоритмы и программы решения задач на ЭВМ, задание слушателям. Эти документы входят в сборник материалов по деловой игре.
Проведение деловых игр. Игра начинается с объявления руководителем темы деловой игры и ее временного начала.
Если в задании указано, что играющие должны оценить обстановку и подготовить на момент начала игры свои решения, то, в соответствии со сценарием, после начала играющие кратко излагают обстановку и объявляют свои решения.
Очень часто подготовка исходных решений заданием не предусматривается. В этом случае руководитель кратко обрисовывает обстановку и дает время для ее анализа. После этого начинается проведение деловой игры в соответствии с планом. Руководитель проигрывает фрагмент за фрагментом (внутри каждого фрагмента — эпизод за эпизодом), выдерживая временную последовательность в соответствии со сценарием, корректирует время, исходя из складывающейся обстановки и действий участников игры.
После вручения вводной исходной информации руководитель должен предоставить участникам время на обдумывание ее содержания, на обсуждение ситуации со смежниками, подчиненными, руководством и лишь после этого требовать соответствующих действий и решений. Темп игры должен быть достаточно высоким, что возможно при интенсивной работе участников. Контакты участников друг с другом по ходу выполнения отдельных фрагментов должны устанавливаться в порядке должностных отношений, соответствующих деловой игре.
Руководитель выявляет степень обоснованности тех или иных решений участников игры. Если решение недостаточно обоснованно или неверно, то с помощью вводных исходных данных следует дать возможность участникам произвести необходимую корректировку.
Розыгрыш очередных эпизодов должен начинаться с объявления итоговых данных по предшествующим событиям.
Чтобы в деловой игре были достигнуты поставленные учебные цели, а ее ход естественно определялся действиями и решениями участников, руководителю следует:
• наблюдать за действиями участников игры, фиксировать все решения, учитывать время и взаимодействие отдельных групп и участников;
• анализировать решения и действия участников игры путем проведения соответствующих расчетов;
• оценивать промежуточные решения играющих;
• корректировать план проведения игры путем подготовки соответствующих вводных исходных данных.
Фрагменты, эпизоды и вся игра заканчиваются по мере достижения соответствующих учебных целей.
Игра завершается подготовкой и формированием заключительных решений ее участников.
Разбор деловой игры — главная заключительная часть ее проведения. Все его положения необходимо основывать, прежде всего, на результатах числовых расчетов, а также примерах производственно-экономической практики. Разбор начинается с объявления общих учебных целей. Далее руководитель анализирует основные теоретические (методические) производственно-экономические положения, которые связаны с соответствующими решениями и действиями участников игры. Затем в хронологическом порядке рассматриваются решения участников, вскрываются ошибки и показывается правильный порядок действий, исключающий допущенные ошибки.
В результате разбора главных положений у обучающихся должно сложиться четкое представление о том, как им следовало действовать в конкретных условиях обстановки, созданной в деловой игре.
В завершение разбора целесообразно дать оценки действий основных участников деловой игры.
Выводы:
1. Деловая игра — это имитация хозяйственной или иной деятельности организации в производственных или учебных целях, которая выполняется группой лиц на модели объекта.
2. Инновационные игры относятся к классу общих управленческих игр. Они используются для решения наиболее сложных социально-экономических задач.
3. План подготовки и проведения инновационной игры включает:
разработку проспекта;
разработку сценария;
разработку программного обеспечения;
составление методических материалов;
разработку задания;
экспериментальное проведение деловой игры;
разбор деловой игры.
Сценарий деловой игры служит основным документом для ее проведения. Игра разбивается на фрагменты (этапы), каждый фрагмент — на эпизоды. Устанавливается технологическое или экономическое содержание каждого эпизода и определяется его учебная цель. Главная позиция большинства эпизодов — выполнение технико-экономических расчетов.
Фрагменты и эпизоды заканчиваются по мере достижения соответствующих учебных целей. Игра завершается формулированием заключительных решений ее участников.
Разбор инновационной игры необходимо основывать на результатах шаговых расчетов. В хронологическом порядке рассматриваются решения участников. Вскрываются ошибки, показывается правильный порядок действий. В заключительной части разбора даются оценки действий основных участников игры.
- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а