3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
Понятие «менеджмент» (от англ. management) является синонимом используемого в отечественной практике хозяйствования термина «управление», который определяется как воздействие на объект с целью его упорядочения, совершенствования и развития путем планирования, организации, координации, контроля и мотивации.
Инновационный менеджмент (от англ. innovatory management — управления инновациями) — относительно новое направление менеджмента. Это понятие стало широко употребляться с тех пор, как наука, технологии, инновации превратились в ключевой фактор экономического успеха и роста конкурентоспособности организаций.
Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки, направленную на формирование и эффективное использование новых знаний, реализуемых в форме новых видов продукции, технологий и услуг путем рационального использования материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент — это особая инновационно-управленческая категория, отражающая деятельность, направленную на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности.
Целью инновационного менеджмента является определение основных направлений научно-технической деятельности организации, связанных с разработкой и внедрением новой продукции и технологии, усовершенствованием выпускаемой продукции и технологии, развитием производства традиционных видов продукции, снятием с производства устаревшей продукции, использованием современных методов и способов управления и организации.
Содержание инновационного менеджмента можно раскрыть с трех позиций: как науку и искусство управления инновациями; как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях и как аппарат управления инновациями.
Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на классических положениях теории общего менеджмента, подробно представленных в специализированной литературе.
Как наука инновационный менеджмент обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ему категории, понятия, термины, а также имеет свой предмет и объект рассмотрения.
Объектом инновационного менеджмента могут выступать инновационный процесс, отдельно взятая инновация или инновационная деятельность в целом.
Предмет инновационного менеджмента составляют отношения, возникающие в процессе управления созданием и внедрением инноваций различного типа. В этом преломлении инновационный менеджмент следует рассматривать как систему управления инновационной деятельностью и инновационной восприимчивостью, охватывающую вопросы регулирования инновационных процессов, как на макро-, так и на микроуровне.
Под инновационной восприимчивостью следует понимать восприимчивость хозяйствующих субъектов к нововведениям, находящим отражение:
в более высоком качестве, конкурентоспособности и потребительских свойствах конечной продукции по сравнению с мировым уровнем и продукцией фирм-конкурентов;
в более высоком технико-экономическом уровне производства, который обеспечивает низкие издержки производства, высокое качество продукции, рациональную организацию внутрифирменного производства.
Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность организационно-управленческих процедур, составляющих общую логическую последовательность действий по управлению инновациями на предприятии.
Менеджмент инновационной сферы предусматривает установление определенных требований к уровню обоснования управленческих решений методами их подготовки, принятия и реализации. Как вид деятельности инновационный менеджмент предполагает распределение задач и закрепление функций за конкретными исполнителями.
Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями предполагает структурное представление инновационной сферы и включает:
систему управления инновациями, обладающую иерархической структурой и состоящую из специализированных органов управления;
руководителей различных уровней, выступающих субъектами управления, наделенных ограниченными полномочиями в принятии и реализации управленческих решений и обладающих определенной ответственностью за результаты функционирования инновационно-ориентированных предприятий.
Каждый из рассмотренных аспектов имеет свою область применения, создавая целостную систему инновационного менеджмента. В работах, посвященных теории организации и системному анализу, отмечается, что содержание любого явления, процесса или объекта непосредственно определяется составом его функций.
Инновационный менеджмент включает следующие основные функции: 1) воспроизводственную; 2) инвестиционную; 3) стимулирующую; 4) коммуникативную.
Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.
Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.
Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка производители продукции или услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.
Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации является привлечение инновационных инвестиций в достаточном объеме.
Коммуникация как функция инновационного менеджмента занимается рациональной организацией информационных потоков на предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами.
Основные задачи коммуникаций в инновационном менеджменте заключаются в следующем:
определении и планировании потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;
организации информационного обеспечения системы управления на предприятии;
формировании рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;
разработке и внедрении прогрессивных информационных технологий в управление инновациями на предприятии;
координации и контроле управленческих решений, обеспечении исполнительной дисциплины на предприятии;
разработке и реализации единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.
Осуществление инновационного менеджмента предполагает:
разработку планов и программ инновационной деятельности;
управление проектированием и внедрением новой продукции, технологии;
создание программ производства и внедрения новшеств;
реализацию регулирующих и координирующих мер функционирования производственных подразделений;
обеспечение финансовыми, материальными и информационными ресурсами инновационной деятельности;
разработку мер поддержки инновационной деятельности;
создание временных целевых групп для решения проблем инновационного характера — от создания идеи до серийного производства новшеств и их коммерциализации.
Причинами появления инновационного менеджмента как современной науки управления инновациями стали проблемы в инновационном предпринимательстве и ранее волновавшие традиционный менеджмент, но раскрывшиеся полностью только теперь. К таким проблемам относятся:
1. Спонтанность создания новых знаний.
2. Потребность в выработке методов, с помощью которых можно управлять нововведениями и ускорить процесс достижения новых решений.
3. Неприменение новшеств в нужном направлении и требующихся масштабах.
4. Противоречия между старым и новым, которые порождают экономические, социальные и психологические проблемы реализации нововведений.
Рассмотрим их более подробно. Развитие науки происходит под влиянием двух групп факторов:
внешних, связанных с потребностями отдельного человека, социальных групп, общества в целом, производственной сферы и т. д.;
внутренних, которые обусловлены сущностью самой науки, отражают логику ее становления и развития.
Преимущественное воздействие первой или второй группы факторов приводит к спонтанности создания новых знаний, не ориентированных на конкретного потребителя либо не учитывающих внутренние закономерности развития науки в той или иной сфере. Возникает необходимость в управлении этим процессом.
Современный этап развития науки, техники, экономики и всего общества характеризуется наличием огромных объемов накопленных знаний. С одной стороны, отдельно взятый человек не в состоянии охватить всю массу существующих знаний, с другой же, человечество постоянно их пополняет. Появляется потребность в формировании специальных методов, которые позволили бы вести поиск новых знаний с меньшими эвристическими, творческими затратами и соответственно потребность в управлении творческим потенциалом создателей новых знаний, нацеленного на ускорение их реализации.
Новые решения в технике, экономике или в других областях подлежит внедрить в практику. Но далеко не всякую идею можно претворить в данном направлении. Многие плодотворные решения вообще не используются; зачастую же насильно внедряются идеи бесперспективные. Управление внедрением новшеств становится более чем актуальным.
Внедрение чего-то нового практически всегда сопровождается противоречиями со старым, что приводит к социальным и психологическим проблемам реализации нововведений. Поэтому возникает необходимость в управлении социальными и психологическими аспектами нововведений.
Вместе с тем инновационный менеджмент трудно понять вне анализа современных направлений государственной научно-технической политики. Влияние этого фактора на поведение фирм, корпораций, инновационных предпринимателей столь велико, что не принимать его во внимание нельзя.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Ю. П. Анисимов, и. В. Усачева, о. Н. Григорова инновационный менеджмент
- Оглавление
- Введение
- 1. Тенденции и разновидности развития, управление развитием
- 1.1. Закономерность развития российской экономики
- 1.2. Приоритеты в управлении и тенденции развития
- 1.3. Управление развитием предприятий
- Контрольные вопросы
- 2. Нововведения как объект инновационного управления
- 2.1. Нововведение — объект инновационного менеджмента
- 2.2. Особый класс инноваций — финансовые инновации
- 2.3. Жизненный цикл нововведений
- Контрольные вопросы
- 3. Инновационный менеджмент: причины возникновения, становление и основные черты
- 3.1. Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
- 3.2. Модели инновационного менеджмента
- 3.3. Социально-психологические аспекты инновационного менеджмента
- Контрольные вопросы
- 4. Управление инновационными процессами
- 4.1. Понятие инновационного процесса
- 4.2. Государственное управление инновационными процессами
- 4.3. Особенности управления инновационными процессами в регионе
- 4.4. Управление нововведениями на предприятии
- Контрольные вопросы
- 5. Организация инновационного менеджмента
- 5.1. Формы организации инновационной деятельности
- 5.2. Структура инновационных организаций
- Контрольные вопросы
- 6. Организация процесса освоения производства новой продукции
- 6.1. Содержание процесса создания и освоения новой продукции
- 6.2. Принципы и методы организации ускоренного освоения новой продукции
- 6.3. Методы организации перехода на выпуск новых изделий
- 6.4. Гибкие производственные системы при организации освоения производства новых изделий
- Контрольные вопросы
- 7. Управление затратами на инновационную деятельность
- 7.1. Сущность и содержание затрат на инновационную деятельность
- 7.2. Планирование и учет затрат при освоении новых изделий. Метод Райта
- 7.3. Особенности формирования цен при разработке новой продукции
- 7.4. Особенности формирования цен при освоении новых изделий
- Контрольные вопросы
- 8. Разработка программ и проектов нововведений
- 8.1. Содержание, участники и виды инновационных проектов
- 8.2. Разработка инновационного проекта
- 8.3. Комплексный анализ инновационных проектов
- Контрольные вопросы
- 9. Создание благоприятных условий нововведений
- 9.1. Стимулирование инновационной деятельности в рыночной экономике
- 9.2. Значение благоприятных условий для инновационного потенциала страны
- 9.3. Инновационный опыт Соединенных Штатов Америки
- 9.4. Практический опыт Японии в области инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 10. Формы инновационного менеджмента
- 10.1. Особенности малого предпринимательства в инновационной среде
- 10.2. Формы организации малого инновационного предпринимательства
- 10.3. Интрапренерство как форма организации инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- 11. Организация инновационного маркетинга
- 11.1. Сущность и виды маркетинга инноваций
- 11.2. Маркетинговое продвижение новой продукции
- 11.3. Критерии сегментации рынка новых товаров и пути совершенствования маркетинга
- 11.4. Стратегический инновационный маркетинг
- 11.5. Тактический инновационный маркетинг
- Контрольные вопросы
- 12. Рынок инноваций
- 12.1. Сущность и функции рынка инноваций
- 12.2. Виды рынков инноваций
- Контрольные вопросы
- 13. Инновационные игры
- 13.1. Инновационные игры: сущность и особенности применения
- 13.2. Методика подготовки и проведения деловых игр
- Контрольные вопросы
- 14. Прогнозирование и планирование в инновационном менеджменте
- 14.1. Сущность и содержание эпистемологии как теории познания прогнозирования инноваций
- 14.2. Особенности планирования в инновационном менеджменте
- Контрольные вопросы
- 15. Инновационный менеджмент и стратегическое управление
- 15.1. Содержание стратегического управления инновационной деятельностью
- 15.2. Характеристика стратегий поведения предприятий на рынке
- 15.3. Виды стратегий инновационной деятельности
- 15.4. Опыт применения инновационных стратегий
- Контрольные вопросы
- 16. Инвестирование инновационной деятельности
- 16.1. Формы и методы инвестирования инноваций
- 16.2. Венчурное финансирование инновационной деятельности
- 16.3. Лизинговое финансирование инновационной деятельности
- 16.4. Риски в инновационном менеджменте: понятие и виды
- Контрольные вопросы
- 17. Оценка эффективности инновационных проектов и выбор направлений экономической диагностики инновационной деятельности
- 17.1. Показатели и методы оценки эффективности инновационных проектов
- 17.2. Экспертиза и методы анализа инновационных проектов
- 17.3. Критерии и показатели, используемые в экономической диагностике инновационной деятельности
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Термины и определения
- Список литературы
- 394030, Воронеж, ул. Карла Маркса, 67
- 394 026, Воронеж, ул. 303 Стрелковой дивизии, д. 1а